Сегодня мы рассматриваем Тармогойфа, а с ним и определяющие характеристики способности.

Оракл-текст:
Creature — Lhurgoyf
Tarmogoyf’s power is equal to the number of card types among cards in all graveyards and its toughness is equal to that number plus 1.
Существо — Люргойф
Сила Тармогойфа равна количеству типов карт среди карт на всех кладбищах, а его выносливость на 1 больше этого числа.

Тармогойф впервые появился в выпуске «Взгляд в Будущее» и там он выглядел довольно необычно: мановая стоимость расположена не справа, а слева. И ещё какой-то загадочный значок в левом верхнем углу. История дизайна этой карты связана с блоком Спираль времени. В этом блоке были «сдвинутые во времени карты», причем сдвинутые как из прошлого в настоящее, так и из будущего в настоящее. Тармогойф относится к картам из будущего. Говорили, что все они будут когда-нибудь перепечатаны. Новый Тармогойф появился в Modern Masters.
Если вас смущает дизайн этой карты, то пару слов об этом. Загадочный значок говорит только о том, что это карта существа, и на игру никак не влияет, т.е. относится к дизайнерским рюшечкам.
Интересное начинается дальше. Сила и Выносливость этого существа обозначена не конкретными числами, а с использованием звёздочек. Значит, нужно искать способность, которая определяет значения силы и выносливости. Как правило, это собственная способность такого существа.
Если Тармогойф лишился своей способности, и мы не можем определить его силу и выносливость, то по правилам мы смотрим на то, что напечатано в правом нижнем углу и вместо * берём ноль. Значит, лишив Тармогойфа способностей и не установив его силу и выносливость в конкретные значения (Мерфолк-Проказница), мы получим существо 0/1.
Как уже было сказано выше, единственная способность Тармогойфа определяет его силу и выносливость: «Сила Тармогойфа равна количеству типов карт среди карт на всех кладбищах, а его выносливость на 1 больше этого числа».
В общем-то, с ней всё достаточно просто:
- Считаем типы карт на всех кладбищах, а не только на своём.
- Если карта на кладбище имеет несколько типов, то считаем их все.
- Несколько карт, имеющих одинаковый тип, значение не увеличивают.
Жилище Дриад является и существом, и землей. Это два типа. Добавление ещё одной земли или ещё одного существа ничего не меняет.
Duplicant является и существом, и артефактом. Поэтому, если его отправили к Дриаде, то типов стало три: земля, существо и артефакт.

Горькоцвет является представителем редкого типа Kindred. Но при этом он ещё и чары. Итого, три эти карты имеют целых пять разных типов.
Учитывая все возможные типы карт в Магии на данный момент (Артефакт, Битва, Существо, Чары, Мгновенное заклинание, Земля, Planeswalker, Волшебство и Родственный (бывший Племенной)), мы получаем, что максимальные размеры Тармогойфа в вакууме могут быть 9/10. Неплохо для существа за 2 маны.
Поскольку способность Тармогойфа статическая, то она действует непрерывно. Как только меняется число типов карт на кладбищах, тут же меняются значения силы/выносливости Тармогойфа. Никаких разрешений и проверок эта способность для своей деятельности не требует.



Если Тармогойф имеет размеры 2/3, и при этом на кладбищах нет карты мгновенного заклинания, то его легко можно убить при помощи Талисмана Димиров: на разрешении Талисмана Димиров сила Тармогойфа равна 2, и он является легальной целью. Начинаем разрешать заклинание: сначала уничтожается Тармо (кладем его на кладбище владельца), затем Талисман Димиров отправляется на кладбище, но это уже ничего не меняет, потому что Тармогойф уже мёртв и погребён.
Статическая способность Тармогойфа относится к определяющим характеристики способностям (ОХС). Для установления этого факта в правилах есть целых пять критериев. Статическая способность должна подходить под все критерии, чтобы быть ОХС:
- Она определяет цвет, подтип, силу и/или выносливость;
- Она напечатана на карте, на которую влияет, или
была выдана фишке, на которую влияет, эффектом, который создал эту фишку, или
была приобретена объектом, на который влияет, в результате эффекта копирования или эффекта изменения текста; - Она прямо не влияет на характеристики любого другого объекта;
- Объект не даёт эту способность сам себе;
- Она не содержит никаких условий для определения характеристик из пункта номер один.
Проверим статическую способность Тармо на соотвествие критериям:
- Определяет силу и выносливость. (+)
- Напечатана на Тармо. (+)
- Определяет только характеристи Тармо и не влияет на другие объекты (+).
- Эта способность есть у Тармо изначально. (+).
- Она не содержит никаких условий (+).
Бинго!
Потренируемся на других картах, чтобы закрепить свежеприобретенные навыки:

Стромкиркский Капитан с треском проваливается на шаге номер три, поскольку его способность влияет на другие объекты.

Страж Стены, во-первых, пытается выдать себе тип, во-вторых, делает это при некотором условии.
Способность Перевертеня активируемая, она отпадает ещё до проверки критериев.
Определяющие характеристики способности работают во всех игровых зонах. И, сюрприз, не только в зонах, но и вне игры (представили картинку: вы играете с соседом на кухне, а ваш Тармо в это время пухнет в альбомчике).



Получится или нет найти, достать, показать Тармогойфа на разрешении этих способностей зависит только от количества разных типов карт на кладбищах на момент разрешения. Тармогойф одинаково «толстый» и на поле битвы, и на кладбище, и в библиотеке, и в руке.

Одна из Легаси колод успешно пользуется тем, что способность Тармо работает во всех зонах: Упырь Зашитых Ран, изгнавший пару-другую Тармогойфов, становится настолько толстым, что оппоненту очень скоро приходит конец.
При взаимодействии нескольких продолжительных эффектов на одном и том же слое сначала применяются эффекты от ОХС, затем остальные эффекты по временной метке (такой порядок применения может быть нарушен зависимостью, подробнее см. систему слоев). Для ОХС, отпределяющих значения силы и выносливости выделен специальный подслой:
Превращение в лягушку лишит Тармогойфа способности на слое 6, поэтому на слое 7а её эффект уже не применяется и на слое 7b мы получаем существо 1/1 без способностей.

Омнибия способности не убирает, но её эффект применяется на слое 7b, а эффект ОХС Тармо на 7а, следовательно, жаба выиграет. Тармогойф будет 3/3.

Эффекты, изменяющие силу и выносливость, эффекты от жетонов и, наконец, эффекты меняющие силу и выносливость местами, применяются выше эффекта от ОХС Тармогойфа и отталкиваются от полученных значений.
А теперь давайте попробуем откопировать Тармогойфа.

Если на Чане Подражания отпечатан Тармогойф, то фишка будет точной его копией. Она будет «толстеть» и «худеть» в зависимости от количества типов карт на кладбищах.
Если мы копируем Тармогойфа Фирексийским Метаморфом, то опять получим обычного Тармо, за тем исключением, что он будет и Сущетвом, и Артефактом.
Способность Бога-Скарабея не копирует ОХС, которые определяют силу/выносливость. При копировании мы получим фишку Тармо 4/4 без способностей (!). Подробнее про эффекты копирования.
Размеры Тармогойфа при пустых кладбищах 0/1. Но для того, чтобы убить его при помощи Дуговой След, вам придется распределить ему два повреждения.
Что будет, если выбрать одно? На разрешении Дугового Следа сначала Тармогойфу наносится одно повреждение, затем в качестве финального шага разрешения Дугового Следа кладется на кладбище, и Тармо тут же «толстеет» до 1/2. После этого (до того, как игрок получит приоритет) наступает время проверки состояния игры и выполнения ДВС. На этот момент мы имеем существо 1/2 с размеченным на нем одним повреждением. Это повреждение не является летальным, поэтому ничего не происходит.
Если до шага очистки вы каким-либо способом уберёте Дуговой След из кладбища (Реликт Прародителя может помочь в этом), то Тармо тут же «сдуется» до 0/1 и отправится на кладбище при ближайшей проверке ДВС.