Итак, дорогие друзья, теперь мы практически всё знаем про разыгрывание заклинаний, активацию способностей и про управление триггерными способностями. Настало время уделить толику своего внимания такому понятию, как «цель», а также рассмотрим связанные с этим понятием способности: Порчеустойчивость и Пелену.
Целящие заклинания и способности
115.1 Некоторые заклинания и способности требуют от их контроллера выбрать одну или несколько целей для них. Целями являются объекты или игроки, на которые заклинание или способность будут влиять. Эти цели объявляются в процессе размещения заклинания или способности в стеке. Цели могут быть изменены, только если другое заклинание или способность однозначно утверждает, что так можно сделать.
Целящими бывают заклинания и способности. Никогда не целят повреждения, эффекты, специальные действия и мановые способности. Заклинание, активируемая или триггерная способность считается целящей тогда и только тогда, когда в тексте её эффекта используется слово «цель/целевой» (target). Если таких слов в тексте нет, то и целей нет.
Сами по себе слова «каждый», «любой», «все», «выбранный/выбрать», «названный/назвать» не делают объекты целями. Важно только слово «цель/целевой».
Cultural Exchange целит игрока, а не существ. Поэтому существа могут быть выбраны совершенно любые.
Оборонительные Запасы не целят, потому что в тексте нет слова «цель». Игрок может положить жетоны на любое существо под своим контролем.
Целит не Ангел Безмятежности, а его триггер. Цели имеют только мутирующие заклинания существ.
Невозможно разыграть целящее заклинание, активировать целящую способности или положить целящий триггер в стек, не указав необходимые цели.
Бесшабашный Взмах уничтожает только один перманент, но его нельзя разыграть, не выбрав три разные легальные цели.
Вы не можете разыграть Развеять по Ветру за стоимость Пробуждения, если в стеке нет заклинания, которое может быть легальной целью.
115.10 Заклинания и способности могут влиять на объекты и игроков, которые они не целят. В общем случае, такие объекты или игроки не выбираются до разрешения заклинания или способности. См. правило 608, «Разрешения заклинаний и способностей».
115.10a То, что заклинание или способность влияют на объект или игрока, не делает этот объект или игрока целью этого заклинания или способности. До тех пор, пока объект или игрок не идентифицируется словом «цель (target) »в тексте заклинания или способности или в правиле для этой способности с ключевым словом, он не является целью.
115.10b В частности, слово «вы» (you) в тексте объекта не указывает на цель.
Слово «вы» (you) в тексте Горькоцвета не указывает на цель. Лучи Святости против неё не помогут.
Триггерная способность Белогривого Льва не является целящей, хотя и влияет на существо.
Способность Хозяйки не целит. Её можно активировать, даже если в этот момент нет ни одного красного источника.
Чаще всего цель — это перманент, хотя целью может быть любой объект, игрок или зона.
115.2 Только перманенты являются легальными целями для заклинаний и способностей, кроме заклинания или способности
(a) предписывающей, что она может целить объект в другой зоне или игрока,
(b) целящей объект, который не может находиться на поле битвы, такой как заклинание или способность
или (c) целящей зону.
Целями Жизни из глины являются карты земель на кладбище.
Удаление Души может целить только заклинание существа. К Существам (=перманентам) оно не имеет никакого отношения.
Когда-то давно целью могла быть зона, и способности Сирку целили библиотеку. Сейчас они целят игрока, а упомининие зоны удалили из правила 115.1.
115.1a Мгновенное заклинание или волшебство является целящим, если способность заклинания определяет то, на что оно повлияет, используя фразу «целевое [что-то]», где «что-то» — это фраза, описывающая некий объект, игрока или зону. Цели выбираются во время розыгрыша заклинания; См. правило 601.2c. (Если активируемая или триггерная способность мгновенного заклинания или волшебства использует слово цель, это эта способность является целящей, но не само заклинание.)
Пример: Карта волшебства имеет способность «Когда вы совершаете цикл этой карты, целевое существо получает -1/-1 до конца хода». Эта триггерная способность является целящей, но это не делает саму карту целящей.
Кометная Буря целит, потому что в её тексте есть слово «целевое». Некоторых смущает слово «выберете», но не оно является признаком целящего заклинания.
Гнев Божий ничего не целит (и не наносит повреждений), поэтому легко справляется с существами, имеющими и Пелену, и Защиту от белого.
Dirge of Dread ничего не целит, а вот триггер очень даже целит. Но этот факт не делает само заклинание целящим.
115.1b Заклинания аур всегда являются целящими. Они являются единственными заклинаниями перманентов, имеющими цель. Цель ауры определяется её способностью с ключевым словом Зачаровать. (См. правило 702.5, «Зачаровать»). Цели выбираются во время розыгрыша заклинания; См. правило 601.2c. Перманент ауры не целит ничего; только заклинание является целящим. (Активируемая или триггерная способность ауры тоже может быть целящей.)
Перманент находится на поле битвы. Заклинание находится в стеке. Разница очевидна. Разные зоны — разные объекты, разное отношение к целям. Если коротко, то цели существуют только у объектов в стеке. Например, мановые способности не попадают в стек и никогда не имеют целей.
При розыгрыше ауры игроку необходимо выбрать легальную цель. Для Гибели Исследователя это должно быть существо с силой не больше трёх. Легальность цели ауры, как и любого другого заклинания, проверяется дважды: во время розыгрыша и на разрешении. Если до этого момента целевое существо получило защиту от синего или его сила стала больше трёх, то Гибель Исследователя отменится.
Второе предложение правила 115.1b обычно игнорируется, хотя, оно очень важно. Кроме аур нет в MTG ни одного заклинания перманента, который имел бы цель. Когда игрок разыгрывает Кислотную Слизь, то он не выбирает никаких целей, потому что Кислотная Слизь не целит. И только когда Кислотная Слизь разрешится и выйдет на поле битвы, сработает её триггер, для которого как раз и нужно выбрать цель.
Зеркальное Одеяние целит, когда является заклинанием, и не целит, когда находится на поле битвы. В противном случае оно бы целило существо с Пеленой, что невозможно. Если аура выходит на поле битвы каким-либо другим способом кроме розыгрыша (т.е. не является заклинанием), то она может быть прикреплена к перманентам с Пеленой и Порчеустойчивостью, если может легально их зачаровывать.
115.1c Активируемая способность является целящей, если она определяет то, на что она повлияет, используя фразу «целевое [что-то]», где «что-то» — это фраза, описывающая некий объект, игрока или зону. Цели выбираются во время активации способности; См. правило 602.2b.
115.1d Триггерная способность является целящей, если она определяет то, на что она повлияет, используя фразу «целевое [что-то]», где «что-то» — это фраза, описывающая некий объект, игрока или зону. Цели выбираются во время помещения способности в стек; См. правило 603.3d.
В тексте способности Круга Истории нет слова «целевой», следовательно, она не целит. Игрок может выбрать в качестве источника повреждений любой объект: с защитой от белого, с Пеленой, с Порчеустойчивостью.
Хочет он того или нет, игрок обязан выбрать легальную цель (если она есть) при помещении триггера Ангела Восстановления в стек. Изгонять целевое существо или нет, игрок будет на разрешении триггера.
115.1e Некоторые способности с ключевым словом, такие как Снарядить или Модуляр, представляют целящие активируемые или триггерные способности. В этом случае фраза «целевое [что-то]» появляется в правилах для способностей с ключевым словом вместо самой способности. (Текст напоминания часто будет содержать слово «цель».) См. правило 702, «Способности с ключевым словом».
Здесь может быть только один выход: сомневаетесь, целит ли способность, представленная ключевым словом, загляните в правила.
«Снарядить [стоимость]» означает «[стоимость]: Прикрепите этот перманент к целевому существу под вашим контролем. Активируйте эту способность только в то время, когда вы можете разыграть волшебство».
Одна из частей Модуляра представляет из себя целящий триггер: «Когда этот перманент попадает на кладбище с поля битвы, вы можете положить один жетон +1/+1 на целевое Существо Артефакт за каждый жетон +1/+1 на этом перманенте».
Первая из способностей Реконфигурации имеет цель, так как имеет текст «[Стоимость]: прикрепите этот перманент к другому целевому существу под вашим контролем. Активируйте только как волшебство»
115.3 Одна и та же цель не может быть выбрана несколько раз для одного экземпляра слова «цель» на заклинании или способности. Если заклинание или способность использует слово «цель» в нескольких местах, то тот же самый объект, игрок или зона могут быть выбраны один раз для каждого экземпляра слова «цель» (если они удовлетворяют критериям нацеливания).
Игрок должен выбрать два разных существа в качестве целей для Сияющего Отвлечения.
Мучительная Деформация может целить одно и то же существо два раза, потому что слов «цель» два.
115.6 Заклинание или способность, которое может иметь ноль или больше целей, является целящим только, если для него были выбраны одна или более целей.
Разыгрывая Отразить Тьму, игрок может выбрать до двух целей, т.е. ноль, одну или две цели. С нулём целей заклинание не будет целящим. На разрешении игрок просто возьмёт карту и всё.
В тексте заклинания, разыгранного за стоимость Перегрузки (Overload), все слова «цель (target)» меняются на «каждый (each)». Заклинание перестаёт быть целящим
115.9 Некоторые объекты проверяют, является ли другое заклинание или способность целящими. В зависимости от формулировки, они могут проверять текущее состояние целей, состояние целей в момент их выбора или то и другое.
Способность Хвастуна-Заклинателя к таким не относится. Цель этой способности совершенно не обязана быть целящей. Ведь этого требования в тексте Хвастуна-Заклинателя нет. Для многих игроков это сюрприз. «Как так? Ведь Хвастун-Заклинатель меняет цель заклинания». Да, меняет, но это эффект способности, а не описание её цели. Если у целевого заклинания или способности нет цели, то способность Хвастуна-Заклинателя просто ничего не сделает.
115.9a Объект, ищущий «[заклинание или способность] с одной целью», проверяет сколько раз объекты, игроки или зоны стали целью этого заклинания или способности, когда она отправлялась в стек, а не число целей, легальных в текущий момент. Если тот же самый объект, игрок или зона стали целью более, чем один раз, то каждый раз считается отдельно.
Отклонение не проверяет, легальна ли текущая цель заклинания, его интересует, была ли эта цель единственной в момент розыгрыша этого заклинания.
В качестве цели Отклонения нельзя выбрать Огненный Шар, разыгранный с несколькими целями, даже если в момент розыгрыша Отклонения у Шара осталась только одна цель.
Даже если для Мучительной Деформации выбрать целью одно и тоже существо два раза, то она не будет легальной целью для Отклонения.
NB Обратите внимание, что такой подсчёт целей используется только для «[заклинаний или способностей] с одной целью». Во всех остальных случаях, подсчитывается количество объектов, являющихся целями заклинания или способности.
Если вы контролируете Хинату, Коронованную Рассветом и разыгрываете Volcanic Offering, целя небазовую землю и существо под контролем оппонента, а коварный оппонент выбрал те же самые цели, что и вы, то у Volcanic Offering всего 2 цели, а значит, он «дешевеет» только на 2 маны, не смотря на то, что в его тексте слово «цель» встречается целых 4 раза.
115.9b Объект, ищущий «[заклинание или способность], которое целит [что-либо]», проверяет текущее состояние целей этого заклинания или способности. Если объект, который она целит, всё ещё находится в зоне, где он должен находиться, или игрок, которого она целит, всё ещё в игре, то используется текущая информация о цели, даже если она в данный момент нелегальна для этого заклинания или способности. Если объект, который целится, не находится в зоне, где должен находиться, или игрок, который целится, уже вне игры, то такая цель игнорируется; последняя известная информация не используется.
Световая Преграда может целить заклинание, которое имеет несколько разных целей, главное, чтобы одна из них удовлетворяла условию «целит вас или существо под вашим контролем». Например, Нападение на Добычу целит существа под контролем разных игроков.
115.9c Объект, ищущий «[заклинание или способность], которое целит только [что-либо]», проверяет число разных объектов или игроков, которые стали целью этого заклинания или способности, когда её отправляли в стек (как это было модифицировано эффектами, изменившими эти цели), но не число тех объектов или игроков, которые являются легальными целями в текущий момент. Если число равно одному (даже если заклинание или способность целит этот объект или игрока несколько раз), то текущее состояние целей этого заклинания или способности проверяется, как описано в правиле 115.8b.
Триггер Зады, Измельчительницы Эдров срабатывает каждый раз, когда игрок разыгрывает мгновенное заклинание или заклинание волшебства, целью которого является только Зада.
Если у заклинания несколько целей, но для каждой из них выбрана Зада, например, Семена силы, то эта способность сработает.
Смена цели
115.7 Некоторые эффекты позволяют игроку сменить цели заклинания или способности, другие эффекты позволяют игроку выбрать новые цели для заклинания или способности.
115.7a Если эффект позволяет игроку «сменить цель (цели)» заклинания или способности, то каждая цель может быть изменена только на другую легальную цель. Если цель не может быть изменена на другую легальную цель, то оригинальная цель остаётся неизменной, даже если оригинальная цель сама нелегальна к этому времени. Если все цели не могут быть изменены на другие легальные, то ни одна из них не изменяется.
Способность Гоблина-флектоманта работает по принципу «всё или ничего»: либо игрок меняет все цели заклинания либо оставляет всё, как было. При этом, все новые цели должны быть легальны.
115.7b Если эффект позволяет игроку «сменить любые цели» заклинания или способности, то процесс следует правилу 115.6a за тем исключением, что любое количество целей может быть изменено (вместо «всё или ничего»).
Sideswipe позволяет сменить любое количество целей у целевого заклинания. При этом совершенно не обязательно менять все цели.
115.7c Если эффект позволяет игроку «выбрать новые цели» для заклинания или способности, игрок может оставить любое количество целей неизменными, даже если они могут быть нелегальными. Если игрок выбирает сменить некоторые или все цели, то новые цели должны быть легальны и не могут повлечь за собой нелегальность неизменённых целей.
Шторм позволяет выбрать новые цели для каждой копии. Впрочем, их можно и не менять.
115.8 Модальные заклинания и способности могут иметь разные требования к целям для каждого режима. Эффект, который позволяет игроку сменить цель (или цели) или выбрать новые цели для модального заклинания и способности, не позволяют этому игроку изменить режимы. (См. правило 700.2.)
При розыгрыше Тайной Команды игрок выбрал режимы «отменить целевое заклинание» и «взять карту». Коварный оппонент активирует способность Хвастуна-Заклинателя, целя Тайную Команду. На разрешении способности ничего не происходит, потому что Хвастун-Заклинатель — нелегальная цель для режима «отменить целевое заклинание», а сменить режим на «вернуть целевой перманент в руку владельца» правилами запрещено.
Потеря всех целей
(608.2b) Если все его цели для каждого экземпляра слова «цель» теперь нелегальны, то это заклинание или способность не разрешается Оно удаляется из стека и, если это карта заклинания, то карта кладётся на кладбище владельца.
Если к моменту разрешения все цели заклинания стали нелегальны, то оно не разрешается, а значит, не производит никакого эффекта. Ни того, что был связан с целями, ни того, что к целям не привязан.
Если у заклинания осталась хоть одна легальная цель, то оно разрешается, но при этом не выполняются эффекты, которые должны были влиять на нелегальные цели.
При розыгрыше Тайной Команды игрок выбрал режимы «вернуть целевой перманент в руку владельца» и «взять карту», но на разрешении этот перманент стал нелегальной целью. В этом случае Тайная Команда не разрешается и ничего не происходит. Т.е. совсем ничего. Карту игрок не возьмёт.
Если же игрок выбрал режимы «отменить целевое заклинание» и «вернуть целевой перманент в руку владельца», то в случае нелегальности перманента как цели Тайная Команда благополучно разрешится, потому что у неё остаётся ещё одна легальная цель. На разрешении Тайной Команды целевое заклинание отменяется. С целевым перманентом ничего не происходит.
На магическом сленге про заклинание или способность, потерявшее все цели, говорят «сфизлилось» (от англ. to fizzle). Начиная с Доминарии, заклинание или способность могут быть отменены только в результате эффекта отмены. Правила теперь просто убирают заклинание из стека:
Эмракул, Изорванная Вечность не может быть отменена, тем не менее никто не запрещает поцелить её заклинанием или способностью, отменяющей заклинание. Если игрок поцелил заклинание Эмракул Отменой, то Отмена разрешится, но ничего не сделает. В этом случае триггер Multani's Presence не сработает.
В случае с Тайной Командой, которая физзлится, триггер Multani's Presence тоже не срабатывает, и игрок не получит дополнительную карту.
Из этого правила есть два исключения. Они созданы для странных механик: Дар и Мутация. В случае потери легальной цели эти заклинания прикидываются обычными заклинаниями существа и разрешаются как обычно.
115.5. Заклинание или способность в стеке являются нелегальной целью для самих себя.
Игрок разыгрывает Прародителя, коварный оппонент целит заклинание Прародителя Отменой (может, потому что Защита работает только на поле битвы). Если у игрока в руке имеется Отклонение, то он может спасти своего Прародителя, сменив цель Отмены на Отклонение. Отмена не может целить саму себя, но может целить любое другое заклинание в стеке. Заклинание покидает стек на последней стадии своего разрешения, значит, когда игрок разрешает Отклонение и меняет цель Отмены, Отклонение ещё в стеке и является легальной целью для Отмены. Отклонение заканчивает разрешаться и покидает стек. На разрешении Отмены выясняется, то её единственная цель покинула стек раньше, а значит, Отмена физзлится. Прародитель разрешается и выходит на поле битвы.
Пелена (Shroud)
702.17a Пелена это статическая способность «Пелена» означает «Этот перманент или игрок не могут быть целью заклинаний или способностей».
Никакого другого сакрального смысла эта способность не несёт. Она не отменяет возможности нанести существу с Пеленой повреждения, уничтожить перманент с Пеленой или отменить заклинание перманента с Пеленой.
Всё, что она делает — это не даёт целить.
Способность Змея-Громовержца не целящая. Под действием её эффекта летающее существо врага с Пеленой получит повреждение и будет повёрнуто.
Судный День отлично справляется с существами под Пеленой — он не целит.
Машина Заражения донесёт жетоны -1/-1 на существо с Пеленой потому что она целит не существа, а игрока.
Аура-перманент не целит, так что если есть возможность прикрепить её к существу с Пеленой, то это легально. Так же глупо давать зачарованному перманенту Пелену в надежде на то, что аура «отвалится».
Снаряжение-перманент тоже не целит. На разрешении триггера Sai of the Shinobi вы можете прикрепить его к существу с Пеленой. Чего нельзя сделать, используя целящую способность Снарядить.
Пелена является статической способностью, которая работает только на поле битвы. Отменить заклинание перманента с Пеленой по силам любому магу.
Существо с Пеленой можно пожертвовать.
Существо с Пеленой можно повернуть, разыгрывая заклинание с Созывом.
Существо с Пеленой, получившее повреждение от перманента со Смертельным касанием, будет уничтожено, как и любое другое.
Порчеустойчивость (Hexproof)
702.11b «Порчеустойчивость» на перманенте означает «Этот перманент не может быть целью заклинания или способностей под контролем ваших оппонентов».
702.11c «Порчеустойчивость» на игроке означает «Вы не можете быть целью заклинания или способностей под контролем ваших оппонентов».
Перманент с Порчеустойчивостью не может стать целью заклинаний и способностей под контролем ваших оппонентов.
Вы можете целить его своими заклинаниями и способностями как обычно.
Как и Пелена, Порчеустойчивость не спасает существо от повреждений или уничтожения. Она не влияет на заклинание существа в стеке: можно отменить заклинание перманента с Порчеустойчивостью. Всё, что она делает — это не даёт целить чужое существо.
Читайте подробно об этой способности на примере Ангела-Попечителя.
Защита и Цели
Перманент с защитой то какого-либо свойства не может быть целью заклинаний, обладающих указанным свойством, и не может быть целью для способностей от источников, обладающих указанным свойством.
Например, если вы контролируете Рунный Нимб, при входе которого на поле битвы была названа Клика Плетельщиц Тумана, то вашему оппоненту придётся целить себя её триггерной способностью и поворачивать свои собственные земли.
Напомню, что защита не спасает от масс-ремувала, который не целит и не наносит повреждений. Более подробно — Читаем правила: Защита (протекция).
Домашнее задание
Может ли игрок разыграть Изгоняющую Жрицу, если у оппонента под контролем нет существ?
Изгоняющая Жрица — это существо и оно ничего не целит. Значит, совершенно неважно, есть у оппонента под контролем существо или нет. Триггер Жрицы целит, но он сработает и попытается лечь в стек уже после того, как Жрица выйдет на поле битвы.
Игрок разыгрывает Приживание, выбирая целью артефакт под контролем оппонента. Может ли оппонент при помощи Проделки Чертенка изменить цель на чары под контролем игрока?
Можно. Приживание не является модальным заклинанием, а артефакты и чары являются для него легальными целями.
Является ли Опасное Затруднение легальной целью для Перенацеливания?
Да. Правда, Перенацеливание ничего не сделает с Опасным Затруднением, поскольку у него вовсе нет целей.
В качестве цели для способности Саффи Эриксдоттер игрок выбрал её саму. Что происходит дальше?
На разрешении способности Саффи уже будет на кладбище, а значит способность потеряет единственную цель и отменится.
Игрок атакует Боггартами-Таранщиками, его оппонент ставит в блок Стаю Эльфов. Лягут ли жетоны -1/-1 на Эльфов?
Лягут. Боевые повреждения не целят, а Увядание — это всего лишь статическая способность, которая изменяет правило нанесения повреждений.
Может ли Игрок выбрать для «битвы на Арене» Жуков-Клещевиков, находящихся под его контролем?
Нет. Ваш оппонент должен выбрать целевое существо. И эта цель обязана быть легальной. В данном случае Пелена как раз «работает».
Можно ли отменить какую-либо из способностей Витого Шпиля при помощи Мысленного Трюка?
Можно. Обратите внимание, что способностью Пелена обладают чары, но не их способности.
Может ли игрок вернуть в руку своего Кальцидерма при помощи триггера Камнехрана?
Несомненно. Способность Камнехрана не является целящей (в тексте её эффекта нет слова «цель/целевой»), следовательно, на её разрешении вы можете выбрать своего Кальцедерма. Отличная комбинация карт.
Игрок разыграл Извержение Мира за стоимость Пробуждения, выбрав в качестве цели Равнину под своим контролем. Коварный оппонент разыгрывает Вулканический Сдвиг в эту землю. что происходит дальше?
Ничего не происходит. Вернее Извержение Мира отменяется из-за потери единственной цели. Любопытные могут подробнее почитать про Пробуждение.
Игрок контролирует одинокого Сфинкса Последнего Слова. Может ли коварный оппонент разыграть Проповедь Евангелия?
Нет. Несмотря на то, что цель выбирает контроллер Сфинкса, Проповедь Евангелия контролирует оппонент, а заклинания под контролем оппонента не могут целить Сфинкса из-за Порчеустойчивости, значит оппонент не может разыграть такое заклинание.
Кольцо забвения — заклинание перманента, не являющегося аурой. Оно никак не может быть целящим заклинанием (мы это уже выясняли выше: из заклинаний перманентов только заклинание ауры умеет целить). Целит триггер Кольца. Именно в его тексте есть слово «цель». Поэтому Защита от цветных заклинаний не спасает Эмракул от изгнания. Целит не заклинание, а способность. От способностей у Эмракул Защиты нет.