Сегодня мы окунемся в дебри взаимодействия продолжительных эффектов, так называемоего «эффекта Humility» и системы слоев на примере Превращения в Лягушку. Скажи «ква»!
Оракл-текст:
Instant
Until end of turn, target creature loses all abilities and becomes a blue Frog with base power and toughness 1/1.
Мгновенное заклинание
До конца хода целевое существо теряет все способности и становится синей Лягушкой с базовыми силой и выносливостью 1/1.
Любая Humility-подобная карта неизменно вызывает кучу вопросов, как правило, связанных с взаимодействием продолжительных эффектов, поскольку тут же возникает призрак слоёв, распугивающий не только игроков, но и не очень опытных судей.
На самом деле ничего катастрофически сложного не происходит. Нужно просто разложить все эффекты, влияющие на объект, по своим полочкам и учесть их по порядку, если, конечно, они к моменту применения всё ещё будут существовать. За одним маленьким исключением: эффект, который вы начали применять на одном слое и продолжили на другом, применяется, даже если способность, которая порождает этот эффект, уже не существует.
Не думаю, что вы с первого раза запомните все слои. Но ведь всегда можно заглянуть в правила, а на турнире позвать судью и уточнить. Для любопытных предлагаю отличную статью про слои: Система слоев. Ну а теперь вернемся к нашим баранам, т.е. Лягушкам.
Давайте внимательно прочитаем текст Превращения в Лягушку: «До конца хода целевое существо теряет все способности и становится синей Лягушкой с базовыми силой и выносливостью 1/1».
Разделим её эффект на составляющие:
- существо теряет все способности — эффект потери способностей или в народе «эффект Humility»; лежит на слое 6, влияет на способности;
- существо становится 1/1 — эффект, устанавливающий значения P/T в конкретные значения; лежит на слое 7b;
- существо становится синим — эффект изменения цвета, располагается на слое 5;
- существо становится Лягушкой — эффект изменения типа, занимает слой 4.
Итого, мы видим, что эффект этой карты применяется на 4-х разных слоях. Начнем с начала.
Тип и Цвет
Про эффекты изменения типа мы уже говорили, рассматривая Гидеона Джуру и Кровавую Луну. И уже должны запомнить, что эффект устанавливающий подтип, переписывает все подтипы, существовавшие до этого, если только в тексте эффекта не указано, что подтип устанавливается в дополнение к существующим. У Превращения в Лягушку такого указания нет. Значит, как и в случае с Blood Moon, нам придется вооружиться ластиком и карандашом.
Эффекты, устанавливающие цвет ведут себя точно так же, как и эффекты смены типа. Поэтому мы и говорим об обоих эффектах сразу.
Замечу, что выдача существу подтипа Лягушка (а это тип существа) не влияет ни на тип карты, ни на супертип. И, конечно, не изменяет название перманента.
Покраска в синий цвет, очевидно, не меняет мановую стоимость карты.
Жилище Дриад станет синей Землёй Существом с типами Лес Лягушка и разучится давать ману.
«Живая» Преображающаяся Пещера потеряет все типы существ, кроме Лягушки, забудет, как оживать и давать ману. И, да, станет синей.
«Живой» Нексус Черномолей останется и Землёй и Артефактом, получит подтип Лягушка, перекрасится в синий и потеряет все способности.
«Живой» Гидеон Джура будет 1/1 синим «Planeswalker Существо Гидеон Лягушка», без способностей. Жетоны верности с него не пропадут, но смысл потеряют.
Джойра из Гиту станет легендарной синей Лягушкой 1/1 без способностей.
Если Слуга Живописца появится на поле битвы после применения эффекта Превращения в Лягушку, то он добавит выбранный цвет существу-Лягушке.
Лишение способностей
«Для того, чтобы продать что-то ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное», — говорил дядя Фёдор и был несомненно прав. Лишить способностей можно только в том случае, если они у существа есть. Эти способности могут быть у существа изначально, а могут даваться ему эффектами.
Немного теории:
Эффект даёт существу способность, если в его тексте есть слова «получает (gains)» или «имеет (has)».
Кроме способностей у существа могут быть характеристики (например, цвет) и атрибуты, меняющие правила игры (например, не может быть заблокировано или Чудовищно). Эффекты, определяющие характеристики, выражаются другими словами: «[перманент] является [значение характеристики]». В английском используется глагол «is».
А теперь главное:
Если объект «получает» или «имеет» способность, то эта способность может быть удалена другим эффектом. Если эффект определяет характеристику объекта, то это не даёт ему способности и, следовательно не может быть удалено эффектом, стирающим способности.
Оживленный Гидеон, Поборник Справедливости под действием эффекта Превращениея в Лягушку станет синим «Planeswalker Существо Гидеон Лягушка» 1/1 и потеряет все способности. При этом эффект, предотвращающий повреждения, продолжит действовать. Этот эффект создается на разрешении его третьей способности верности и не даёт Гидеону никаких способностей. Таким образом, эффект Превращения в Лягушку никак на него не влияет.
Следующая картонка приносит сюрпризы. Результат Превращения в Лягушку для Адского Громовержца будет разным в зависимости от того, вышел Адский Громовержец на поле битвы благодаря Откопать (Unearth) или нет.
Итак, вариант а) Адский Громовержец вышел на поле битвы при помощи способности Откопать, затем его «олягушили».
Имеем синюю Лягушку 1/1 без способностей. В конце хода срабытывает отложенный триггер, созданный на разрешении Откопать, и Лягушка отправляется в изгнание. Этот триггер не является способностью Адского Громовержца и не может быть удален Превращением в Лягушку.
Вариант б) Адский Громовержец вышел на поле битвы другим способом, например, просто был разыгран.
Имеем синюю Лягушку 1/1 без способностей. В конце хода (а именно в начале шага конца хода) ничего не происходит, потому что у Лягушки нет способности, которая может сработать. На шаге очистки заканчивается эффект Превращения в Лягушку, и мы имеем обычного Громовержца, который живёт до следующего конца хода, когда и сработает его способность, если с ним опять не случится какой-нибудь неприятности типа Овцевания или Дара Бивней. :)
Взаимодействие эффектов, дающих и отнимающих способности
Что происходит, когда на один и тот же объект одновременно влияют эффекты, которые дают способности и отнимают способности? В этом случае важно, зависит ли один эффект от другого.
Немного теории:
613.7а Говорят, что один эффект зависит от другого, если (а) он применяется на одном и том же слое (или подслое), что и другой эффект (см. правило 613.1 и 613.3); (б) применение другого эффекта может изменить:
- текст первого, или
- существование первого, или
- то, к чему он применяется, или
- то, что он делает, когда применяется;
и (в) если ни один из них не является эффектом определяющих характеристики способностей или они оба являются эффектами ОХС.
В противном случае эффект считается независимыми от другого
Прочитав текст карты, можно неосмотрительно решить, что эффект Покровительства Сверхбытия зависит от эффекта Превращения в Лягушку, — ведь цвет влияет на то, какие будут у существа способности, да и будут ли вообще. Но возвращаясь к определению зависимых эффектов, мы видим, что эффекты изменения цвета и получения способности лежат на разных слоях, а следовательно независимы.
Эффекты, которые выдают или отнимают способности, лежат на одном слое и являются независимыми.
Временные метки
В борьбе независимых эффектов, расположенных на одном слое, выигрывает тот, что обладает наиболее свежей временной меткой.
Немного теории:
- Для эффектов от статических способностей временная метка совпадет с временной меткой объекта, на котором находится способность или с временной меткой эффекта, который создал эту способность, в зависимости от того, что произошло позже.
- Для перманентов временная метка это время их выхода на поле битвы (переворачиваясь лицом вверх/вниз или трансформируюясь перманент получает новую временную метку).
- Для аур, снаряжений и фортификаций временная метка обновляется в момент прикрепления к объекту.
- Для эффектов, созданных на разрешении заклинаний и способностей временной меткой считается момент их создания.
- Временная метка эффекта копирования, устанавливающая харатеристики объединённого перманента, отсчитывается от мутирования этого перманента.
Например,
- временная метка эффектов Мемориала Акромы равна временной метке самого Мемориала Акромы, т.е. моменту выхода его на поле битвы;
- для Покровительства Сверхбытия, временная метка устанавливается во время прикрепления к объекту;
- а для эффекта Нечистого Удара — это время разрешения Нечистого Удара.
Если коварный оппонент превратил ваше любимое существо в Лягушку, а затем вы вывели на поле битвы Мемориал Акромы, то не менее любимая Лягушка научится летать и получит все остальные способности, что выдает Мемориал Акромы.
Превратив в Лягушку существо, зачарованное Покровительством Сверхбытия, мы лишаем его всех способностей, независимо от того, было ли существо синим или нет. Аура имеет более старую временную метку, следовательно, её эффект применится первым, а затем, все способности сотрутся.
Если вы дали вашему существу Инфекцию при помощи Нечистого Удара, а коварный оппонент после этого превратил существо в Лягушку, то у этой Лягушки Инфекции не будет. Выиграет эффект Превращения, который имеет более свежую временную метку.
Мы не будем углубляться в дебри зависимых эффектов, но один пример я всё же приведу.
Эффект Щепки с Тёмным Сердцем зависит от эффекта Превращения в Лягушку, т.к. применение Превращения влияет на само существание эффекта Щепки.
Эффект Превращения в Лягушку не зависит от эффекта Щепки с Тёмным Сердцем, — превращение удаляет все способности, какие бы они не были. Мы должны первым применить независимый эффект. Следовательно, сначала Щепка с Тёмным Сердцем лишается способностей (становится синей Лягушкой 1/1), а затем… ничего не происходит. Другие Щепки способность не получают.
Заметим, что Превращение в Лягушку не отменяет способности, которые уже сработали или были активированы:
Если Превращение в Лягушку было сыграно в ответ на активацию способности Рыцаря Поднятого к Небу Взора, то способность разрешится и произведёт свой эффект. Вы получите Лягушку 4/4.
Превращение в Лягушку Белогривого Льва, только что вышедшего на поле битвы, не избавит вас ни от срабатывания триггера, ни от его разрешения.
Сила /Выносливость
С P/T всё на редкость просто. Ведь ниже установки P/T в конкретные значения лежит только эффекты от определяющих характеристики способностей (ОХС), а это значит, что эффект Превращения в лягушку их перекрывает, но не мешает никаким другим эффектам, изменяющим P/T, лежащим выше:
Эффект Исполинского Роста лежит выше эффекта Превращения в Лягушку, следовательно, применяется после него. Получим толстую Ляшушку 4/4.
Эффект от жетонов лежит ещё выше. Стена Корней, имеющая жетоны -0/-1 (Превращение в Лягушку не убирает жетоны!), отправится на кладбище в результате выполнения ДВС.
Эффект от прокачки Роковой Фигуры лежит на том же слое, что и эффект Превращения, так что выиграет тот, который применится последним.
Здесь стоит обратить внимание, что вторая и третья способности Роковой фигуры проверят её тип на разрешении. При взаимодействии с Превращением в Лягушку может случиться неприятность.
Интересности:
— Можно ли анморфить, превращенного в Лягушку Оборотня?
— Нет. Для того, чтобы оплатить морф-кост, вы должны его показать. А как только вы перевернёте карту, то увидите существо, а оно находится под действием эффекта Превращения в Лягушку и является синей Лягушкой 1/1 без всяких способноcтей, в том числе без способности Оборотень. А раз нет способности, то и нельзя выполнить специальное действие с ней связанное.
Коварный оппонент превратил в Лягушку вашего Слугу Живописца. Что будет с ним и с другими перманентами, картами и заклинаниями?
1. Сам Слуга Живописца станет синим артефактным существом Лягушкой 1/1 без способностей.
2. А вот все остальные выбранный цвет не потеряют. Ведь эффект Слуги Живописца применяется на слое пять, а теряет способность он на слое шесть. Так что несмотря на то, что способности у Слуги Живописца не будет, её эффект продолжает действовать.
Так получится далеко не со всеми способностями: эффекты, влияющие на правила игры, например, те, что влияют на размер руки игрока или говорят, что существо не может быть заблокировано, применяются после всех остальных продолжительных эффектов. На несуществующем 8-м слое. Таким образом, у таких способностей нет никакой возможности оставить в игре свой эффект, если способность удаляется на слое 6.
В заключение давайте посмотрим на создание массового лягушатника в результате Шутки Мастера Изменений:
- Шутка Мастера Изменений целит игрока, а не существ. Не помогает Пелена и Порчеустойчивость на существах, но помогают Лучи Святости. Большим сюрпризом является Перенацеливание.
- Шутка Мастера Изменений превращает в Лягушек только те существа целевого игрока, которые были на поле битвы в момент её разрешения. Она не будет действовать на те существа, которые появятся на поле битвы после её разрешения. Смена контроля над существом, превращённым в Лягушку тоже ничего не изменит в его обличии.
- Эффект Шутки Мастера Изменений прекращает действовать на шаге очистки.
- ⇑ Анморф — сленговое выражение для специального действия, позволяющее заплатить Morph-стоимость и перевернуть существо со способностью Оборотень лицом вверх.
Эффект Искаженного Образа всегда применяется последним.
Так что если на существе висит Святая Сила, и в него сыграли Искаженный Образ, а затем превратили в Лягушку, то мы получим:
1/1(Превращение в Лягушку) ⇒ 2/3(Святая Сила) ⇒ 3/2(Искаженный Образ).