Мана — это валюта мира Магии. Именно маной чаще всего мы платим за заклинания и способности. В свою очередь, ману чаще всего производят мановые способностях. О них и речь.
— Вы не знаете, как надо тапать ману?
— Чего, — растерялся я. — Топать маму?
— Тапать ману, — торопливо уточнил человек. — Видите ли, я когда-то умел это делать, но забыл.
Вот чего мне не хватало больше, чем приставучих алкашей — это очень серьезных сумасшедших!
— Я, понимаете, обязательно должен вспомнить, а то ведь все пошло кувырком, — доверительно сообщил он. — Жена ушла, работу потерял. И вообще все вокруг какое-то чужое…
Наталья Егорова «Как тапают ману»
Мановые способности — самые удивительные из всех типов активируемых и триггерных способностей. Они не используют стек и разрешаются мгновенно после активации или срабатывания. Всем остальным активируемым и триггерным способностям для того, чтобы произвести эффект нужно попасть в стек, стать верхним элементом стека и разрешится после последовательных пасов игроков. Это означает, что нам необходимо научиться безошибочно отличать одни от других.
Кстати, многие начинающие игроки считают, что мановые способности — это те, для активации которых требуется оплата маной. Поэтому не удивляйтесь, что они будут ожидать странного от Смертельной Иглы или Шамана Обряда Смерти.
Как обычно, мы открываем полные правила и смотрим, что там написано:
605.1 Некоторые активируемые и триггерные способности являются мановыми. Они подчиняются специальным правилам. Мановыми являются только способности, удовлетворяющие двум нижеследующим наборам критериев, независимо от того, могут ли они производить какие-либо другие эффекты и имеют ли они временные ограничения (такие как «Активируйте эту способность только в то время, когда вы можете разыграть мгновенное заклинание»).
605.1a Активируемая способность является мановой способностью, если удовлетворяет следующим критериям:
- она не имеет цели,
- она способна добавить ману в хранилище маны,
- и это не способность верности. (См. правило 606, «Способности верности».)
605.1b Триггерная способность является мановой способностью, если удовлетворяет следующим критериям:
- она не имеет цели,
- срабатывает от разрешения активируемой мановой способности или от добавления маны в хранилище маны игрока,
- она способна добавить ману в хранилище маны на разрешении.
— Суслика видишь?
— Нет?
— А он есть.
Одно очень известное русское кино
Несомненно, самыми известными мановыми способностями обладают земли. Встроенная мановая способность выдаётся земле вместе с типом базовой земли. К сожалению, способности эти не печатают, а новичков учат Магии приблизительно в таком стиле: «Поверни два леса, положи Медведя». В результате куча новых игроков считает, что если повернуть землю, то получишь ману. Ещё спрашивают, можно ли просто так поворачивать земли, а продвинутые интересуются, можно ли получить ману с земель и не тратить её ни на что.
С другой стороны, у нас красивые земли. Особенно полноэкранные. Несомненно, для механики игры это важнее. :)
Итак, прописные истины:
- Не все земли имеют мановые способности. Лесистое Предгорье, например, не имеет.
- Базовые земли и те земли, что имеют подтип базовой земли (например, Нерестовая лужа) вместе с этим подтипом получают соответствующую мановую способность, которую не всегда видно на карте.
- Просто повернув землю, ману не получишь. Чтобы получить ману, нужно активировать мановую способность. Именно это приводит к повороту. Просто поворот земли всего лишь меняет её физический статус на «повёрнута» и может вызвать срабатывание каких-то триггеров, но никак не связан с мановой способностью (или какой-нибудь другой).
- Лишаясь подтипа базовой земли земля теряет привязанную к этому подтипу способность, а также все свои способности, генерируемые её текстом и полученные от эффектов копирования.
- Получая новый подтип базовой земли ( Наступающее Море) земля теряет предыдущие подтипы, если отдельно не упоминается о сохранении типов/подтипов (Урборг, Могила Ягмота).
- Получая новый подтип базовой земли земля получает новую мановую способность (Кровавая Луна).
Перед тем, как начинать искать мановые и немановые способности на картах, давайте прочитаем ещё одно правило:
605.2 Мановая способность остается мановой, даже если условия игры не позволяют ей произвести ману.
Пример: Перманент обладает способностью, которая гласит «{TAP}: Добавьте {G} за каждое существо под вашим контролем». Эта способность остается мановой, даже если вы не контролируете ни одного существа, или если этот перманент уже повёрнут.
В общем-то, в нём нет ничего особенного, но оно поможет нам опознать необычные мановые способности:
Способность Куба Удвоения мановая:
- она даёт ману (иногда);
- у неё нет цели;
- она не является способностью верности.
Вот это «иногда», которое в скобках, как раз и упоминается в правиле 605.2.
Если на разрешении способности Куба Удвоения маны в хранилище не осталось, то он не произведёт ману, но если мана есть, то она удвоится, а значит, её станет больше. Ваш К.О.
Наконец, перейдём к примерам. Активируемые мановые способности:
Lion's Eye Diamond имеет мановую способность, но её нельзя активировать, если у вас нет приоритета.
Обе способности Пирамиды Пантеона мановые, хотя первая делает ещё что-то, а вторая имеет ограничения.
Вторая способность Создателя Долин является мановой. Она не целит. Игрока вы выбираете на разрешении способности.
Триггерные мановые способности:
Классический пример триггерной мановой способности представляет Избыточный Рост.
На разрешении High Tide создает отложенную триггерную мановую способность, действующую до конца текущего хода.
Вторая триггерная способность Extraplanar Lens является мановой.
Обратите внимание на формулировки триггерных мановых способностей. Они используют фразу «Каждый раз, когда [перманент] поворачивается для получения маны». В правилах есть определение для этого события:
106.10 «Повернуть перманент для получения маны» означает активировать мановую способность этого перманента, которая имеет символ поворота в стоимости активации. См. правило 605, «Мановые способности».
Несмотря на то, что Друид Наследия имеет активируемую мановую способность, его поворот во время активации способности не будет триггерным событием такого рода (нет знака поворота).
Первая активируемая способность Шамана Обряда Смерти даёт ману и в её стоимости есть знак поворота, она тоже не подходит под это правило, потому что не является мановой (у неё есть цель).
605.5 Способности, не удовлетворяющие критериям, определённым в правилах 605.1a–b, и заклинания не являются мановыми способностями.
605.5a Целящая способность не является мановой, даже если может добавить ману в хранилище маны игрока на своём разрешении. Тоже самое верно для триггерной способности, которая может произвести ману, но срабатывает на событие, отличное от активации мановой способности или срабатывающей от активации мановой способности, но не производящей ману. Такие способности следуют обычным правилам для активируемых или, соответственно, триггерных способностей.
Некоторые способности очень похожи на мановые, но ими не являются:
Вторая способность Коса из Племени Молота не может быть мановой потому что это способность верности.
Активируемая способность Полыхающего Пламенника не является мановой, даже если она разрешается третий раз за этот ход, потому что имеет цель.
Отражение Маны удваивает ману, полученную от мановых способностей других перманентов, но это статическая способность, порождающая эффект замещения.
Заклинания не являются способностями. Это настолько очевидно, что даже удивительно, что об этом упомянуто в правиле:
605.5b Заклинание не может быть мановой способностью, даже если может добавить ману в хранилище маны игрока на своём разрешении. Оно разыгрывается и разрешается как любое другое заклинание. Некоторые старые карты были напечатаны с типом карты «mana source (источник маны)»; такие карты получили исправление текста в Оракле и сейчас являются мгновенными заклинаниями.
Эти заклинания добавляют ману в хранилище маны, но игрок не может их разыграть во время розыгрыша другого заклинания или активации способности, потому что у него в этот момент не будет приоритета. Ничего не мешает игроку сначала получить необходимое количество маны, а затем начать розыгрыш или активацию.
605.3 Активация активируемых мановых способностей подчиняется правилам активации любых других активируемых способностей (См. правило 602.2), за исключением:
605.3a Игрок может активировать активируемую мановую способность всякий раз когда он имеет приоритет; всякий раз когда он разыгрывает заклинание или активирует способность, которая требует оплаты маной или всякий раз когда правила или эффект требуют оплату маной, даже если это происходит в процессе розыгрыша или разрешения заклинания или активации и разрешения способности.
605.3b Активируемая мановая способность не идёт в стек, следовательно, не может быть выбрана целью или отменена, и на неё нельзя ответить. Напротив, она разрешается немедленно после её активации. (См. правило 405.6c.)
605.4 Триггерные мановые способности подчиняются правилам для любых других триггерных способностей (См. правило 603, «Управление триггерными способностями»), за исключением:
605.4a Триггерная мановая способность не идёт в стек, следовательно, не может быть выбрана целью или отменена, и на неё нельзя ответить. Напротив, она разрешается немедленно после мановой способности, запустившей её, не ожидая получения игроком приоритета.
Пример: Чары гласят «Каждый раз, когда игрок поворачивает землю для получения маны, этот игрок добавляет одну ману этого типа свое хранилище маны». Если игрок поворачивает землю, для получения маны во время розыгрыша заклинания, дополнительная мана добавляется в его хранилище маны немедленно и может быть использована для оплаты это заклинания.
Кстати, «мана» — полинезийское слово, обозначающие силу, предположительно содержащуюся в предметах.
Домашнее задание
Какие из этих способностей являются мановыми:
- Forbidden Orchard;
- City of Brass;
- Centaur Garden;
- Mana Flare;
- Ухмыляющийся Игнус;
- Altar of Shadows;
- Blinkmoth Urn;
- Overabundance;
- Heart of Ramos.
- Forbidden Orchard, City of Brass — Активируемая — мановая, триггерная — нет.
- Centaur Garden — Первая активируемая — мановая, вторая, появляющаяся с Порогом, — нет.
- Mana Flare — Классический пример триггерной мановой способности.
- Ухмыляющийся Игнус — Активируемая мановая.
- Altar of Shadows — Ни одна из способностей этого перманента не является мановой.
- Blinkmoth Urn — Эта триггерная способность не является мановой.
- Overabundance — Триггерная мановая способность. Обратите внимание, что она не целит.
- Heart of Ramos — Обе активируемые способности мановые.
Можно ли «поставить Иголку на Lotus Petal»? И что из этого получится?
Можно, но глупо. Lotus Petal имеет мановую способность, запретить активировать которую Игла не может.
Сколько маны вы получите, если активируете способность Леса, имея на поле битвы Отражение Маны и Vernal Bloom?
Три зелёных. Активация мановой способности Леса запустит триггер Vernal Bloom'а, который даст вторую ману, а третью даст эффект замещения Mana Reflection на разрешении способности Леса.
Сколько маны вы получите, если активируете способность Друида Наследия, повернув Друида и двух Лановарских Эльфов, имея на поле битвы Отражение Маны?
3. Несмотря на то, что Лановарские Эльфы имеют мановую способность со знаком поворота в стоимости, в данном случае они поворачиваются в качестве стоимости активации способности Друида, которая хоть и мановая, но без знака поворота, следовательно, не подходит под условия статической способности Отражения Маны.
Имея на поле битвы Heartbeat of Spring и Лес, вы разыгрываете Sol Ring, оплачивая его маной, полученной с Boseiju, Who Shelters All. Затем разыгрываете Древнейшую Команду, оппонент отвечает Утечкой Маны. Что происходит?
Утечка маны разрешается и, если вы не доплатите {3}, то заклинание отменится. Дело в том, что Heartbeat of Spring не копирует свойство маны Boseiju. Он просто даёт ману того же типа — бесцветную:
106.1b Существует шесть типов маны: белая, синяя, чёрная, красная, зелёная и бесцветная.
В качестве цвета для Перчатки Силы вами был выбран красный. Коварный оппонент контролирует Infernal Darkness. Вы планируете получить ману с двух Гор и «перекрасить» её в красный при помощи «фильтра». Какое максимальное количество красной маны вы можете получить?
Когда мы активируем мановые способности Гор, то несмотря на наличие на поле боя Infernal Darkness, триггер Перчатки сработает. Его интересует только возможность земель произвести необходимую ману, а никак не результат. Таким образом, мы получим две красных маны от Перчатки и две чёрных от Гор. Использование «фильтра» для получения дополнительной красной маны здесь бесполезно, так как Infernal Darkness перекрасит и ману, которую даст «фильтр». Но количество маны при этом не уменьшится, т.е. всего можно получить BBBRR. Заметим, что триггер Перчатки не сработает на активацию «фильтра» потому что эта земля не базовая.
Какие из этих способностей «блокируются» Damping Matrix:
На самом деле, ни на одну способность в данном примере Матрица не влияет. :)
- Tangleroot — Матрица влияет только на активируемые способности Актефактов и Существа. Здесь мы видим обычную триггерную способность.
- Радха, Наследница Келда — Первая способность Радхи является триггерной. Она не мановая, но Матрица на неё не влияет. Вторая способность — мановая. Тоже мимо.
- Пили-Пала — Пили-Пала имеет мановую способность, хоть и с очень интересной стоимостью активации.
- Myr Moonvessel — У Мыра способность не мановая, но триггерная.
- Astrolabe — Способность Астролябии активируемая — мановая.
Вы судите турнир с обычным уровнем применения правил. Игрок, держащий в руке Запрет, спрашивает вас: «А у Птицы активируемая способность»? Что вы ответите?
Да. :) О судейских ошибках читайте статью: «Судья ошибся. Что делать?».
У всех этих способностей триггерное событие не является активацией мановой способности, следовательно они не являются мановыми. Про Лотосную Кобру можно почитать подробнее.