Сегодня мы узнаем, как работают Planeswalker'ы; почему Planeswalker'ы попадают под действие правила легенд; что такое верность и способности верности; и как выполняется перенаправление повреждений в Planeswalker'а.
Оракл-текст:
Legendary Planeswalker — Gideon
+2: During target opponent's next turn, creatures that player controls attack Gideon Jura if able.
−2: Destroy target tapped creature.
0: Until end of turn, Gideon Jura becomes a 6/6 Human Soldier creature that's still a planeswalker. Prevent all damage that would be dealt to him this turn.
Легендарный Planeswalker — Гидеон
+2: во время следующего хода целевого оппонента существа под контролем того игрока атакуют Гидеона Джуру, если могут. ⇓
-2: уничтожьте целевое повёрнутое существо. ⇓
0: до конца хода Гидеон Джура становится существом 6/6 Человек Солдат, которое остается planeswalker-ом. Предотвратите все повреждения, которые должны быть нанесены ему в этом ходу. ⇓
Прежде, чем обсуждать особенности Гидеона Джуры, мы разберёмся с Planeswalker'ами в общем.
Planeswalker — это не игрок, что бы там ни говорили в рекламе Магии. Это тип карты. Если какой-либо эффект влияет на карту Planeswalker'а, то в тексте так и будет написано: Презирать, Созыв Стражей, Прибытие Стражей, Мрачные Намеки, Сосуд Зарождения.
Так как Planeswalker — это карта перманента, то карта Planeswalker'а подходит и для Пастыря Эмерии, Награды за Веру, Гидры Порождения, Преобразователя Материи.
Заклинание Planeswalker'а можно разыграть в свою главную фазу при пустом стеке и наличии приоритета. На разрешении заклинания Planeswalker выходит на поле битвы и становится перманентом. Если в тексте заклинания или способности вы видите слово «Planeswalker» без указания на то, что это карта или заклинание, то имеется в виду исключительно перманент, т.е. карта или фишка на поле битвы.
В современной Магии довольно много карт взаимодействуют с Planeswalker'ами: их можно зачаровать Лунной Темницей, повернуть при помощи способности Обездвиживающей Ловушки; уничтожить при помощи Пути Разрушения, Ужасающего Высверливания, Предначертанного Возмездия или Падения Героя; нанести повреждения при помощи Чародейской Молнии или Flames of the Blood Hand.
Кроме того, подойдёт любой эффект, действующий на перманенты без указания типа карты: Эфирный Пассат, Заявка на Владение, Ангел отчаяния и т.д.
Верность (Loyalty)
Хотя этого и не написано на карте, но любой Planeswalker имеет способность: «Этот перманент выходит на поле битвы с количеством жетонов верности, напечатанным на карте» (число это напечатано в правом нижнем углу карты Planeswalker'а). Такая способность создаёт эффект замещения, который работает при любом варианте выхода Planeswalker'а на поле битвы: неважно, вышел ли он на поле битвы потому что вы его разыграли, или его положил на поле битвы какой-либо эффект.
В результате разрешения первой способности Венсера, Заезжего Гостя Гидеон Джура вернётся на поле битвы с шестью жетонами верности (неважно сколько их было до этого момента).
Если вы контролируете Сезон Удвоения, то Гидеон Джура выйдет на поле битвы с 12 жетонами верности. Ведь жетоны на него кладёт эффект его статической способности.
Planeswalker без жетонов верности помещается на кладбище владельца. Это Действие, вызванное состоянием.
«Правило уникальности Planeswalker'а»
С сентября 2017 года такого правила не существует. Начиная с выпуска «Иксалан» все Planeswalker'ы получили супертип Легендарный и теперь попадают под действие «правила легенд»:
704.5j Если игрок контролирует два или более легендарных перманента с одинаковым именем, этот игрок выбирает один из них, а остальные кладутся на кладбища их владельцев. Это правило называется «правилом легендарности».
При этом неважно, какого типа карт перманенты с одинаковым именем. Даже если один из них Planeswalker, а другой Земля, то правило всё равно применится, если их имена совпадают.
Также совершенно неважно, совпадают ли у Planeswalker'ов типы Planeswalker'а. Вы легко можете контролировать два Джейса или две Чандры, если имена у них разные.
Способности верности
Активируемые способности Planeswalker'а с символами верности в стоимости называют способностями верности. Символы верности — это «стрелка» и число жетонов верности, которые нужно убрать или добавить, чтобы активировать соответствующую способность. Если стоимость активации способности верности не предполагает добавления или снятия жетонов верности, что рисуют не стрелку с числом, а нолик в кривой рамке.
Способности верности активируются только в свою главную фазу, при условии, что стек пуст.
Ещё для способностей верности существует ограничение на активацию: одна способность за один ход для каждого перманента. Напомню, что если объект меняет зону, то он рассматривается, как новый перманент.
Если вы активировали третью способность Джуры, а затем «блинкнули» его, то, во-первых, Джура выйдёт на поле битвы с шестью жетонами верности, а во вторых, в главную фазу при пустом стеке вы сможете активировать любую из его способностей.
В игре Двухголовый Гигант вы активировали третью способность верности вашего Гидеона Джуры. Затем, с помощью Базарного Торговца, передали контроль над Джурой своему союзнику. К сожалению, в течение этого хода ваш союзник не сможет активировать ни одну из способностей верности Гидеона Джуры.
Так как способности верности являются активируемыми способностями, то на них действует эффект Поля подавления. Т.е. стоимость активации будет включать не только добавление/снятие жетонов верности, но и оплату {2}.
Кольчужная Завеса — уникальная карточка. Она позволяет активировать способности верности Planeswalker'ов несколько раз за ход. Если точнее, то с её помощью вы можете активировать две способности верности каждого Planeswalker'а под вашим контролем или одну дважды.
Если же вы каким-то образом развернёте Кольчужную Завесу и активируете её способность повторно, то у вас появится возможность активировать целых три способности верности каждого Planeswalker'а под вашим контролем.
Напомню, что выключить способности чужого Planeswalker'а можно при помощи Обездвиживающей Ловушки.
Эмблема Teferi, Temporal Archmage позволяет активировать способности Planeswalker'а под вашим контролем на скорости мгновенного заклинания. Это означает, что вы можете активировать способности верности своих Planeswalker'ов в любой момент, когда у вас есть приоритет, в том числе и во время хода оппонента. Это не снимает со способностей верности ограничения на активацию «одна способность за один ход».
Teferi, Temporal Archmage имеет четыре способности. Три из них — способности верности, а четвёртая — статичеcкая способность, меняющая правила составления колод. Вы можете использовать Teferi, Temporal Archmage в качестве Генерала своей EDH (Командир) колоды.
Обратите внимание, что снять или добавить жетоны верности — это стоимость активации, которая оплачивается в процессе активации способности. Разрешится способность или нет — неважно. Стоимость уже оплачена.
Вы активируете вторую способность Джуры, целя повёрнутую Калонскую Гидру под контролем оппонента, в процессе активации в качестве стоимости способности, вы убираете 2 жетона верности с Джуры. Это происходит до того, как кто-либо из игроков получит приоритет, а следовательно, сможет что-либо разыграть. В ответ оппонент «баунсит» Гидру. Способность не разрешается из-за потери единственной цели, но на Джуре уже на 2 жетона верности меньше.
Вы активируете первую способность Джуры. 2 жетона верности кладутся на Гидеона в качестве оплаты способности, а не в результате эффекта, значит, ваш Сезон Удвоения не может их удвоить.
Как вы уже, наверное, догадались, положить и убрать жетоны верности с Planeswalker'а можно не только при помощи активации его способностей верности:
Распространение умеет увеличивать количество любых жетонов, а том числе и жетонов верности.
Эффект Æther Snap убирает все жетоны со всех перманентов, в том числе и жетоны верности с Planeswalker'ов.
«Сердце Кирана» можно «завести» за снятие жетона верности с вашего Planeswalker'а. Вам не понадобятся существа для Экипажа.
Последняя способность верности некоторых Planeswalker'ов создаёт Эмблему. Подробнее об Эмблемах можно почитать в статье про Нарсет, Превзошедшую.
Повреждения Planeswalker'у
Нанесенные Planeswalker'у повреждения снимают с него жетоны верности по количеству этих повреждений. Способ нанесения и особенности повреждений в этом случае не имеют никакого значения, если Planeswalker при этом не является одновременно Существом.
Как же нанести повреждения Planeswalker'у?
Planeswalker может быть атакован
При назначении существ атакующими, активный игрок объявляет кого (игрока или какого из Planeswalker'ов под его контролем) атакует каждое существо. Если атакующее существо наносит боевые повреждения, то они приводят к тому, что с Planeswalker'а снимается эквивалентное количество жетонов верности.
Прямые повреждения Planeswalker'у
Некоторые заклинания и раньше умели наносить повреждения напрямую Planeswalker'у: Жестокое Изгнание или Поглощающее Пламя, но с выходом Доминарии (релиз 27 апреля 2018 г.) изменился текст около 700 карт, многие из которых теперь могут целить Planeswalker'а и наносить ему повреждения.
Например, Губительная Молния теперь имеет следующий текст:
Губительная Молния наносит 3 повреждения игроку или planeswalker'у. Этот игрок или контроллер planeswalker'а сбрасывает 2 карты.
Planeswalker Существо
Если Planeswalker получил дополнительный тип карты Существо, то он может получить повреждения, как обычное существо.
- Если вы «оживили» Гидеона Джуру в первую главную фазу, а затем коварный оппонент «взял его покататься», то вы можете атаковать Джуру, поскольку он остаётся Planeswalker'ом. Оппонент в свою очередь, может поставить Гидеона в блок, поскольку Гидеон является существом. Блокировать, очевидно, можно любое подходящее атакующее существо, даже то, которое атакует его.
- Так же «оживленный» Гидеон может получить небоевые повреждения, например, от Истирания.
В этих случаях повреждения будут иметь несколько последствий: если «оживленному» Гидеону Джуре наносятся повреждения, которые нельзя предотвратить (привет, Неустойчивое Положение), то
- Поскольку Джура является существом, нанесённые Джуре повреждения сохраняются на нём до шага очистки (если количество сохранённых повреждений больше или равно его выносливости, то он отправится на кладбище владельца, это ДВС). Эти повреждения попадают под все правила, связанные с изменением распределения или нанесения повреждений существам. Способности типа Инфекция, Увядание, Смертельное касание, Пробивной удар влияют на них соответствующим образом.
- Поскольку Джура является Planeswalker'ом, то те же самые повреждения снимают с него соответствующее количество жетонов верности (и он отправляется на кладбище, если на нём нет ни одного жетона верности, это ДВС).
Предположим, что в этом ходу разрешился Неустойчивое Положение. Вы атакуете «оживленным» Гидеоном с 6 жетонами верности, и оппонент блокирует Обдирашкой:
Flensermite наносит 1 повреждение Гидеону. Гидеон, в свою очередь, наносит Обдирашке 6 повреждений. Поскольку Гидеон является существом, а Обдирашка имеет Инфекцию, то Гидеон получает один жетон -1/-1 и теряет один жетон верности. В результате Обдирашка отправится на кладбище, а мы будем иметь Гидеона с 5 жетонами верности и одним жетоном -1/-1. Оппонент получит 1 жизнь, так как Обдирашка имеет Цепь жизни и нанёс 1 повреждение (несмотря на двойные последствия этих повреждения, их количество не меняется).
В конце хода эффект третьей способности Гидеона закончится, и он перестанет быть существом. Жетон -1/-1 на нем останется, но не будет иметь какого-либо влияния, до тех пор пока вы снова не «оживите» Джуру.
Перенаправление повреждений в Planeswalker'а
До выхода в свет Доминарии, игрок имел возможность перенаправить небоевые повреждения от своих источников с оппонента в Planeswalker'а под его контролем. Теперь это правило не действует.
В результате эти карты, например, не могут нанести небоевые повреждения Planeswalker'у без дополнительной помощи:
Триггер Анафемант может целить только игрока. И только игроку он наносит повреждения.
Церебральный вихрь тоже умеет целить только игрока. И наносит повреждения игроку.
Price of Progress не целит, но наносит повреждения только игрокам.
Но если кто-то скажет вам, что в Planeswalker'а нельзя перенаправить повреждения, можете смеяться ему в лицо.
Карты, перенаправляющие повреждения, тоже получили изменения. И теперь Planeswalker может стать целью Shining Shoal и получить те повреждения, которые предназначались игроку или существу. Причём, неважно, боевые или нет.
В завершение разговора о повреждениях я напомню про способность, которая почему-то то и дело порождает вопросы, связанные с Planeswalker'ами. Это Смертельное касание. Эта способность имеет особые последствия только, если дело касается нанесения повреждений существам. На игроков и Planeswalker'ов она никак не действует.
Могильный Титан атакует не являющегося существом Гидеона Джуру с 7 жетонами верности. После разрешения боевых повреждений на Джуре будет один жетон верности. Больше ничего особенного не происходит.
Если же Могильный Титан наносит повреждения «оживленному» Джуре (т.е. повреждения каким-либо образом не предотвращаются), то незавиcимо от значения выносливости и от того, останутся ли на Джуре жетоны верности или нет, Джура погибнет, т.к. он является существом, а Могильный Титан имеет Смертельное касание.
Первая способность Гидеона Джуры
Первая способность Гидеона Джуры создает эффект, действующий на все существа оппонента во время всех фаз боя его следующего хода (привет, Нападающий Змей). Совершенно неважно, когда существо попало под контроль оппонента — до разрешения способности или после. Также неважно, когда перманент стал существом. Важно только то, что существо должно иметь возможность атаковать Гидеона. А для этого:
а) Гидеон Джура должен находится на поле битвы так, чтобы оппонент, попавший под действие эффекта, имел возможность его атаковать.
б) Гидеон Джура должен быть Planeswalker'ом. Ведь атаковать можно только игрока или Planeswalker'а.
Если Гидеона нет на поле битвы или он перестал быть Planeswalker'ом или он находится под контролем самого оппонента или его союзника, то эффект становится абсолютно бесполезным — существа оппонента могут атаковать вас или других Planeswalker'ов под вашим контролем.
Веселый факт: в Magic On-line, на которую для оправдания своих решений очень любят ссылаться игроки, не знающие правил, в течение трёх недель была ошибка, не позволяющая атаковать игрока, в случае, когда его Джура почил в бозе. Вот вам и обрабатываемые программой правила.
в) Существо должно быть способно это сделать. Отдыхают все повёрнутые существа; существа, имеющие «болезнь вызова»; существа, находящиеся под действием эффектов, запрещающих им атаковать.
Если для того, чтобы существо атаковало, требуется оплатить некую стоимость, то игрок не обязан это делать. В таком случае и существо не обязано атаковать. Если игрок всё-таки заплатил за это это существо, то оно обязано атаковать именно Джуру.
Нексус Черномолей, бывший землёй во время разрешения способности Гидеона и «оживлённый» до начала шага объявления атакующих, обязан атаковать Джуру, если он может это сделать.
На существ, выходящих на поле битвы уже атакующими, эффект первой способности Гидеона не распространяется. Потому что они никогда не были назначены атакующими.
Когда ваш Выдающийся Капитан атакует, то вы можете положить из руки существо с типом Солдат повернутым и атакующим.
Если вы решите воспользоваться этой возможностью, то, существо-Солдат входит на поле битвы уже атакующим. Это не вызывает срабатывание способности вида «когда существо атакует» и не подпадает под ограничения на объявление атакующих.
Вы выбираете — какого игрока или мироходца атакует данное существо-Солдат. Оно не обязано атаковать того же самого игрока или мироходца, что и Выдающийся Капитан (в нашем случае — Гидеона Джуру).
В игре с несколькими игроками (например, Командир) может возникнуть интересная ситуация. Игрок A в свой ход активирует первую способность своего Гидеона Джуры, выбирая целью игрока B. Игрок Б в свой ход делает тоже самое со своим Гидеоном. В свой ход игрок В может отправить каждое из своих существ в атаку на любого из этих двух Гидеонов.
Вторая способность Гидеона Джуры
Легальной целью для второй способности Джуры является повёрнутое существо. Как вы, должно быть, знаете, легальность цели проверяется и на разрешении способности. Следовательно, если в ответ на активацию второй способности Джуры развернуть целевое существо (привет Экзарх-Обманщик), то способность отменится и существо не будет уничтожено.
Третья способность Гидеона Джуры
Под действием своей третьей способности Гидеон Джура становится существом 6/6 с типами существ Человек и Солдат.
- Он не выходит на поле битвы, как существо — уже существующий перманент изменяет тип. Поэтому триггерные способности, срабатывающие на выход существа на поле битвы, не сработают.
- Его параметры силы/выносливость не зависят от количества жетонов верности.
- Он сохраняет все уже существующие у него типы и подтипы, так как в тексте эффекта есть слово «остаётся».
Если «оживлённый» благодаря своей третьей способности верности Гидеон Джура был «похищен» Пленительным Вампиром, то он получает дополнительный (под)тип существа – Вампир. Этот эффект не имеет «срока годности» и не зависит от наличия Пленительного Вампира на поле битвы. Т.е. будет работать до конца партии. Или до тех пор, пока какой-нибудь другой эффект не перепишет (под)тип Джуры. Подробнее про смену типа.
Когда эффект «оживления» Гидеона заканчивается, то подтипы, не связанные с текущим типом перманента, исчезают. Скажем, если на Гидеона не действует никаких других эффектов, то он возвращется в первоначальное состояние, и его строка типа выглядит так: «Легендарный Planeswalker — Гидеон».
Когда в следующий раз вы активируете третью способность верности Гидеона Джуры, то на Джуру будут действовать два эффекта: один от способности Пленительного Вампира, другой от его собственной. Поскольку эти эффекты независимы и применяются на одном и том же слое (слой 4), то сначала применится эффект Пленительного Вампира (он был создан первым), но не возымеет действия, так как в этот момент Гидеон не является существом. Затем применится эффект способности Гидеона, и он станет «Легендарный Planeswalker Существо — Гидеон Человек Солдат»
- Болезнь вызова. Если вы не контролировали Гидеона Джуру непрерывно с начала вашего последнего хода, то он не может атаковать, и вы не можете активировать его способности с символом поворота или разворота (если они у него появятся). Не забывайте, что для этого правила важно не то, когда Гидеон Джура стал существом, а как долго и непрерывно он находится под вашим контролем.
Если «оживлённый» Гидеон Джура попадёт с поля битвы на кладбище, то он может быть отпечатан на Чане Подражания.
Первая способность Чана Подражания срабатывает, поскольку с поля битвы на кладбище попадает не являющееся фишкой существо. Она проверяет тип карты до того, как существо попадет на кладбище, поскольку это тригггер на покидание поля битвы. В момент смерти Гидеон являлся существом, так что способность сработает. Тип карт не проверяется на разрешении способности, поскольку она не целит. Следовательно, Джура будет изгнан способностью Чана Подражания.
Вторая способность Чана Подражания ссылается на карту, которая была изгнана последней благодаря первой способности, независимо от типа этой карты. Вы можете создать фишку, являющуюся копией этой карты. Следовательно, вы получите «неоживленного» Джуру с Ускорением. Ускорение не влияет на Planeswalker'ов, но будет иметь смысл, если вы его оживите, например, при помощи третьей способности верности.
- Под действием третьей способности Гидеона Джуры создается эффект, предотвращающий повреждения. Он будет действовать, даже если Гидеон лишается всех способностей:
Если ваш коварный, но не очень сведущий в правилах, оппонент разыграл Обратить // Спалить со Слиянием, выбрав в качестве обеих целей вашего ожившего Гидеона Джуру, то под действием эффекта Обратить Гидеон Джура станет синим «Легендарный Planeswalker Существо Гидеон Диковина» 0/1 и потеряет все способности.
При этом эффект, предотвращающий повреждения, продолжит действовать. Почему? Этот эффект создается на разрешении третьей способности верности, он не даёт Гидеону никаких способностей, а значит Обратить не может отобрать эти способности.
В результате Спалить не нанесёт Диковине никаких повреждений.
Если вы активировали третью способность Гидеона Джуры, и после этого скопировали его, то в результате получится исходный Гидеон Джура, не являющийся существом (жетоны верности не копируются, но появятся, если перманент, копирующий Гидеона, входит на поле битвы как его копия). После этого по «правилу легенд» вам нужно выбрать одного из Гидеонов, а второго отправить на кладбище. Если вашего Гидеона копирует коварный оппонент, то на поле битвы будет два Гидеона (при условии, что у врага до этого момента не было под контролем никаких других Planeswalker'ов с таким же именем).
Триггер Шлема Умножения создаёт фишку-копию Гидена с 6 жетонами верности, за тем исключением, что она не будет легендарной. У вас будет два Гидеона, ведь в этом случае правило легенд не работает.
Если Зеркало Миражей копирует оживлённого Гидеона, то оно станет неоживлённым Гидеоном без жетонов верности и отправится на кладбище владельца при ближайшем выполнении ДВС.
- ⇑ Согласно правилу 205.3d объект не может получить подтип, не соответствующий его типу.
- ⇑ Вы не сможете тут же назначить фишку Гидеона атакующей без дополнительной помощи. Копия не является существом, а использовать собственную способность верности для анимации не получится, потому что фишка создаётся в начале боя, а способность верности активируется на скорости волшебства.
Кстати, снаряжение слетит с оживлённого Гидеона в конце хода, когда он перестанет быть существом.
Вы можете одновременно контролировать Гидеона, Участника Испытаний и Гидеона, Закалённого в Битвах, потому что у них разные имена.