Культиватор Клинков послужит нам примером для рассмотрения механики Производство (Fabricate), а его вторая способность ответит на вопрос, когда же вычисляются значения для таких эффектов.
Оракл-текст:
Creature — Elf Artificer
Fabricate 2 (When this creature enters the battlefield, put two +1/+1 counters on it or create two 1/1 colorless Servo artifact creature tokens.)
Whenever Cultivator of Blades attacks, you may have other attacking creatures get +X/+X until end of turn, where X is Cultivator of Blades's power.
Существо — Эльф Механик
Производство 2 (Когда это существо выходит на поле битвы, положите на него два жетона +1/+1 или создайте две фишки артефакта существа 1/1 бесцветный Сервотрон.)
Каждый раз, когда Культиватор Клинков атакует, вы можете заставить другие атакующие существа получить +X/+X до конца хода, где Х — сила Культиватора Клинков.
Производство (Fabricate)
Производство — способность, которая в очередной раз указывает нам, что напоминания о правилах (напечатанные курсивом в скобках на карте) имеют к самим правилам весьма опосредованное отношение. Давайте смотреть, что же не так в этот раз.
На картах написано:
Производство N (Когда это существо выходит на поле битвы, положите на него N жетонов +1/+1 или создайте N фишек артефакта существа 1/1 бесцветный Сервотрон.)
В правилах написано:
702.122a Производство — это триггерная способность. «Производство N» означает «Когда это существо выходит на поле битвы, вы можете положить на него N жетонов +1/+1. Если вы этого не делаете, создайте N фишек артефакта существа 1/1 бесцветный Сервотрон».
Согласитесь, разница есть. В напоминании пропущено очень важно слово «можете» и фраза «если вы этого не делаете», которая показывает, что размещение жетонов +1/+1 — это стоимость. Первый раз за историю Магии при неуплате стоимости игрок получает что-то полезное, а именно, фишки Сервотронов. Обычно в этом случае происходила какая-нибудь неприятность: от повёрнутого Кровавого Склепа до проигрыша партии от Договора о Вмешательстве.
Если вы пропустили триггер Производства, играя на турнире с Обычным уровнем применения правил, то предполагается, что вы решили не платить стоимость, а значит, автоматические получаете фишки Сервотронов.
На турнирах с Соревновательным УПП всё веселее. Ваш оппонент будет решать, положить триггер в стек.
Давайте разрисуем текст производства в разные цвета и посмотрим, что ещё мы сможем узнать об этой способности:
«Когда это существо выходит на поле битвы, вы можете положить на него N жетонов +1/+1. Если вы этого не делаете, создайте N фишек артефакта существа 1/1 бесцветный Сервотрон».
- Когда — маркер триггерной способности, которая срабатывает на триггерное событие:
- это существо выходит на поле битвы.
Как именно существо вышло на поле битвы, игровую машину не интересует. Вы может разыграть существо или при помощи какого-нибудь эффекта положить его на поле битвы из любой зоны при помоши Акробатического Маневра, Сомнительного Вызова, Демона Темных Замыслов, т.д. - вы можете положить на него N жетонов +1/+1. Если вы этого не делаете, создайте N фишек артефакта существа 1/1 бесцветный Сервотрон — это эффект триггера.
Эффекты заклинаний, активируемых и триггерных способностей мы всегда получаем на разрешении. Значит и выбирать между жетонами и фишками мы будем на разрешении. Производство не относится к модальным способностям, для которых режим выбирается при помещении способности в стек. Поэтому ваш выбор будет неизвестен вашему оппоненту до самого разрешения триггера. В том числе это означает, что когда вы делаете выбор, оппонент не может ничего с этим сделать. И если оппонент интересуется вашим выбором, то считается, что он спасовал и триггер разрешается.
Если вы решили положить на существо жетоны +1/+1, то это будет происходить через некоторое время после того, как существо вышло на поле битвы: триггер только сработает, когда существо прибудет на поле битвы, а ещё нужно время на его разрешение. Всё это означает, что существо не выходит на поле битвы с жетонами, оно получает их позднее.
Если по какой-то причине вы не можете положить жетоны на существо, то вам остаётся только положить фишки Сервотронов.
И, наконец, если существо с Производством покинуло поле битвы, то на его триггер это никак не повлияет. Фишки вы получите в любом случае.
Коварный оппонент контролирует Элиш Норн, Великую Инокиню. Ваш Культиватор Клинков выходит на поле битвы. Срабатывает триггер Производства. Выполняются ДВС, по результату которых Культиватор, имеющий параметры -1/-1, отправляется на кладбище. Триггер идёт в стек. На разрешении триггера вы не можете положить жетоны на Культиватора, потому что он давно уже на кладбище, значит, нужно класть токены. Токены выходят на поле битвы и при ближайшем выполнении ДВС тоже отправляются на кладбище, затем прекращают своё существование при следующем выполнении ДВС.
Если на поле битвы находится Сущность Дикой Природы, то Культиватор выйдет в виде её копии. Его триггер не сработает.
702.122b Если у перманента есть несколько способностей Производства, каждая из них срабатывает отдельно.
Если ваше существо каким-либо образом получило ещё одну способность Производство, то разумеется, они обе сработают. Триггеры разрешатся по очереди, и у вас дважды будет выбор класть N жетонов или получить N фишек. Капитан Очевидность передаёт, что число N для разных способностей может быть разным.
Теперь посмотрим на вторую способность Культиватора Клинков: «Каждый раз, когда Культиватор Клинков атакует, вы можете заставить другие атакующие существа получить +X/+X до конца хода, где Х — сила Культиватора Клинков».
- Каждый раз, когда — один из указателей на то, что это триггерная способность.
- Культиватор Клинков атакует — триггерное событие. Событие «когда существо атакует» происходит только когда Культиватор Клинков назначен атакующим. Если он атакует по какой-то другой причине, например благодяря эффекту способности Нефилима, взрыхляющего прошлое, то этот триггер не сработает. Подобные триггерные события мы подробно изучали на примере Героя Блэйдхолда и Привидения Святого Трафта.
- вы можете заставить другие атакующие существа получить +X/+X до конца хода, где Х — сила Культиватора Клинков — эффект.
Слово «может» в эффекте триггера говорит о том, что у вас есть выбор: прокачивать другие атакующие существа или нет. Помните, что выбор появляется только на разрешении триггера. Вы не должны сообщать оппоненту, о вашем решении в момент срабатывания триггера.
Значение Х тоже определяется на разрешении, это означает, что на него можно повлиять в период от срабатывания триггера до его разрешения.
Если на момент разрешения Культиватора Клинков уже нет на поле битвы, то триггер всё равно разрешается и при этом используется последняя известная информация о нём.
Наконец, если позже после разрешения триггера сила Культиватора Клинков изменится, это никак не повлияет на атакующие существа.
В примерах ниже мы предполагаем, что Культиватор Клинков 1/1, и контролирующий его игрок решил, что эффект применяется.
Если в ответ на триггер вы разыграете Расцвет Обороны в Культиватора Клинков, то его сила увеличится на 2 и на разрешении триггера все атакующие существа получат +3/+3.
После применения эффекта Ужимания сила Культиватора Клинков станет равной -3. Согласно новым правилам, в этом случае X считается равным нулю, а значит, другие атакующие существа не получат бонуса.
Если в ответ на триггер Культиватора превратили в тыкву, например, при помощи Дар Бивней, то его сила будет равна 3, а значит, другие атакующие существа получат +3/+3.
После эффекта Хватки Тьмы Культиватор стал -3/-3. Значит, на разрешении триггера Х=0 и атакующие существа не получат никакого бонуса.
Культиватор, уничтоженный при помощи Клинка Судьбы, имел силу 1. Значит, на разрешении триггера все атакующие существа получат +1/+1.
Если в ответ на триггер ваш коварный оппонент проснулся и сыграл Рассеивание в Культиватора Клинков, то игровая машина запомнит, какая у того была сила.
Сезон удвоения — лучший друг существ с Производством, потому что он удваивает как жетоны, так и токены. На разрешении триггера Производства Культиватора Клинков вы будете выбирать, положить ли на него 4 жетона +1/+1 и получить существо 5/5, или положить 4 Сервотрона. Культиватор внезапно становится совсем неплохой картой. :)
Культиватор Клинков выходит на поле битвы без жетонов. Срабатывают триггеры Капитана, Раздающего Медали, и Производства. Поскольку триггер Капитана является условным, то условие на P/T будет проверяться и на его разрешении, значит, нам нужно, чтобы он разрешился до Производства. Кладём в стек сначала Производство, потом триггер Капитана. На разрешении триггера Капитана, Раздающего Медали, Культиватор Клинков получает 2 жетона +1/+1, на разрешении триггера Производства вы решаете: ещё два жетона на Культиватора или два Сервотрона, которые снова стриггерят Капитана.
Попробуйте смоделировать выход Культиватора Клинков в ситуации, когда вы контролирует и Сезон Удвоения, и Капитана. Мне нравится, а вам?