Мутация — механика, как минимум, странная. В первую очередь тем, что её внедрение повлекло за собой глобальные изменения в правилах. Причём начиная с незыблемых, вроде «у заклинаний существ нет целей», заканчивая самым сложным — системой слоёв. Так что копать придётся глубоко и вдумчиво. Начнём же!
Оракл-текст:
Creature — Octopus
Mutate 1U (If you cast this spell for its mutate cost, put it over or under target non-Human creature you own. They mutate into the creature on top plus all abilities from under it.)
Flash
Whenever this creature deals combat damage to a player, draw a card.
Существо — Спрут
Мутация 1U (Если вы разыграли это заклинание за его стоимость Мутации, положите его сверху или снизу целевого принадлежащего вам существа, не являющегося Человеком. Они мутируют в существо сверху, которому добавляются все способности снизу.)
Каждый раз, когда это существо наносит боевые повреждения игроку, возьмите карту.
Розыгрыш мутирующего заклинания
Мутация — это альтернативная стоимость. Как только мы сталкиваемся с таким явлением, нам стоит вспомнить несколько правил:
118.9a При розыгрыше к одному заклинанию может быть применена только одна альтернативная стоимость…
Это означает, что невозможно выбрать сначала одну альтернативную стоимость, а потом к этому же заклинанию применить другую.
Разыгрывая Стремительного Спрута с каскада, вы не сможете выбрать оплату Мутации.
Если вы отправили Спрута в отсрочку, то вы сможете разыграть его только без оплаты мана-стоимости как обычное существо.
Вы не можете выбрать Мутацию, а затем заплатить на неё {0}, если контролируете Как Предсказано с тремя жетонами.
(601.2f.) Полная стоимость — это мановая или альтернативная стоимость, плюс все дополнительные стоимости, плюс увеличения стоимости, минус уменьшения стоимости.
Это означает, что выбрав путь Мутации,
- вы обязаны заплатить все обязательные дополнительные стоимости;
- можете доплатить необязательные дополнительные стоимости;
- обязательно применяете все действующие увеличения и уменьшения стоимости розыгрыша заклинания.
Симбионт-Головастик уменьшит стоимость розыгрыша Стремительного Спрута независимо от того, как вы его будете разыгрывать: с оплатой Мутации или без.
Если вы контролируете Верховного судью Августина IV, то ваш Стремительный Спрут за стоимость Мутации будет стоить {U}, а если судью контролирует оппонент, то {2U}.
118.9c Альтернативная стоимость не меняет мана-стоимость заклинания — меняется лишь то, что контролирующий его игрок должен оплатить при розыгрыше.
Независимо от того, сколько вы в итоге заплатили за заклинание, его мана-стоимость напечатана в правом верхнем углу, а мановая ценность равная числу маны в мана-стоимости.
Мана-стоимость Стремительного Спрута равна {1UU}, а мановая ценность равна 3.
Ловушка заклинаний не может отменить Стремительного Спрута, разыгранного за стоимость Мутации.
Как только вы решили разыграть заклинание за стоимость Мутации и объявили об этом, оно становится заклинанием существа с целью (Sicken).
Стремительного Спрута, разыгранного за стоимость Мутации, можно отменить Удалением Души.
Стремительного Спрута, разыгранного за стоимость Мутации, нельзя отменить при помощи Отвергнуть.
Что касается цели, то к ней предъявляются три требования:
- это существо;
- у него нет типа существа Человек;
- его владелец совпадает с владельцем мутирующего заклинания.
Нельзя целить существо, которое вы контролируете, но владельцем которого является другой игрок.
Можно поцелить существо, которое вы не контролируете, но для которого являетесь владельцем.
Коварный оппонент может вмешаться и
- сделать цель нелегальной или несуществующей;
- изменить цель;
- захватить контроль над мутирующим заклинанием.
В первом случае происходит приблизительно тоже, что и в случае Дара. Заклинание «забывает» о том, что имело цель и разрешается как обычное заклинание существа.
Пытаясь помещать оппоненту собрать мутанта, помните, что
- Изменить цель можно только на легальную (CR 115.6a)
- Смена контроллера не меняет владельца объекта.
Как правило, с помощью Хвастуна-Заклинателя не получится забрать мутанта себе. Единственный возможный вариант: когда у Хвастуна-Заклинателя и разыгрываемого мутирующего заклинания один и тот же владелец.
Если эти два объекта контролируются одним игроком, то либо игроку очень хочется получить мутанта при потере легальной цели, либо этого игрока контролирует другой игрок и активация способности Хвастуна-Заклинателя за жизни — это способ выиграть.
Если объекты находятся под контролем у разных игроков, то всё срастётся, только если коварный контролер Хвастуна-Заклинателя раньше позаимствовал его у того же игрока, который сейчас разыгрывает мутирующее заклинание.
С помощью Aethersnatch можно получить контроль над мутирующим заклинанием и изменить его цель.
Здесь стоит помнить, что новая цель должна быть легальна (CR 115.6a).
На разрешении мутирующего заклинания контроллер Aethersnatch будет решать, куда положить карту: на верх мутанта или вниз.
Так что в силах оппонента только выбрать существо похуже и положить карту мутирующего заклинания вниз.
Если к моменту разрешения мутирующего заклинания его цель станет нелегальной, то существо выйдет на поле битвы под контроль контроллера Aethersnatch.
Если у вас всё получилось и мутирующее заклинание разрешается, как и было задумано, то оно не выходит на поле битвы, а сливается с целевым существом, меняя его характеристики. Физически разыгрываемую карту из стека помещают на целевое существо или под него. Куда положить — решает контроллер заклинания.
Это событие обозначают термином «мутировать». На него срабатывают триггеры вида «каждый раз, когда это существо мутирует».
Триггер Нетроя сработает каждый раз, когда Нерой присоединяется к какому-либо существу и каждый раз, когда к мутанту, в составе которого есть Нетрой, присоединяется какое-либо существо.
Триггер не сработает, если
- Нетрой выходит на поле битвы в результате розыгрыша без использования Мутации;
- Нестрой потерял цель и вышел на поле битвы обычным существом;
- Нетрой попал на поле битвы минуя розыгрыш (например, его положили из кладбища на поле битвы благодаря Зомбированию;
- Какое-то существо на поле битвы становится копией Нетроя.
Разумеется, на одно мутирование может сработать несколько триггеров. Если такое произошло, то как обычно триггеры укладываются в стек в порядке, который определяет их контроллер. Активный игрок кладёт свои триггеры в стек первым.
NB Вы можете мутировать существо сколько угодно раз (при условии, что оно является легальной целью для следующего мутирующего заклинания) и получить целую стопку карт, являющихся одним перманентом. Попугобраз использует количество своих мутаций для определения значения X в активируемой способности.
Мутант на поле битвы
Получившийся перманент-мутант не начинает заново отсчитывать время нахождения на поле битвы. Он не выходит на поле битвы, он просто меняет свои характеристики. Поэтому не срабатывают триггеры выхода на поле битвы и мутант не считается подверженным болезни вызова, если вы контролировали целевое существо непрерывно с тех пор, когда последний раз начинали свой ход.
После мутации ауры и снаряжения находятся на получившемся существе, а не на его составляющих. Конечно, при условии, что этот обновлённый перманент может быть легально зачарован или снаряжён соответствующими объектами.
Если в результате мутации верхний элемент больше не является артефактом, то Нашествие Гремлинов отвалится от мутанта.
Ожабление лишит способностей и превратит в лягушку всего мутанта, а не только то существо, которое было зачаровано изначально.
Жетоны сохраняются и все продолжительные эффекты, под действием которых находился перманент, продолжают функционировать.
Если существо получило жетон от Наставницы Клыка Сумерек, то оно сохранит его после мутации.
Если до мутации целевое существо получило +3/+3 от Исполинского роста, получившийся мутант сохранит этот бонус.
На поле битвы объединённый перманент — это единый объект. Он имеет способности всех входящих в него перманентов. Остальные характеристики мутанта определяются верхней картой стопки (если эффект мутации не указывает другое).
Далее я буду говорить «мутирует в [название объекта]», подразумевая, что [названный объект] при мутировании располагается сверху. Т.е. из примера выше «мутирует в Стремительного Спрута» означает, что Спрут кладётся сверху; «мутирует в Лановарских Эльфов» означает, что Спрута кладут вниз.
Если где-то в глубине мутанта есть существо с ОХС, определяющей значения силы и выносливости, то весь мутант будет пользоваться этой способностью.
Например, мутант, в составе которого есть Тармогойф будет определять свои силу и выносливость как обычный Тармогойф.
В составе мутанта может быть ожившая земля и прочие перманенты, которые становятся существом на некоторое время. Если они уже находятся «внутри» мутанта, то не имеет никакого значения являются ли они существами в данный момент или нет. Они в любом случае «дарят» свои копируемые способности мутанту. Способности, которые были у этих перманентов благодаря эффекту оживления, остаются у мутанта, пока эффект не прекратит своё действие.
Если ожившее Селение Верхолахолазов мутирует в Стремительного Спрута, до конца хода он будет выглядеть как зелёная Земля Существо Обезьяна 3/3 с Пробивным удар. По окончанию эффета оживления это будет просто Существо синий Спрут 2/2 со способностями Спрута и Селения Верхолахолазов.
Получение характеристик во время мутации считается эффектом копирования с временной меткой равной времени мутирования этого перманента. Это означает, что если в составе мутанта есть элемент, который что-то копирует, то при определении характеристик сначала нужно будет учесть более старый эффект копирования.
Допустим, разыгрывая Стремительного Спрута с мутацией, вы выбрали целью Фирексийского Метаморфа, который скопировал вражескую Аурелию. На разрешении вы кладёте Спрута вниз. Получаем Артефакт Существо — Ангел, 2/5 c мана стоимостью {2RW}, имеющее Полёт, Миг, Наставник и триггеры Аурелии и Спрута. Все эти характеристики становятся копируемыми величинами.
Если в способности упоминается имя перманента, то вместо него используется имя объединённого перманента, т.е. имя самой верхней карты.
201.5 Текст, ссылающийся по имени на объект, на котором он находится, указывает только на этот конкретный объект и ни на какой другой объект с этим именем, независимо от любых изменений имени, вызванных игровыми эффектами.
Если Стремительный Спрут лежит верхней картой в объединённом перманенте, а в составе стопки есть Этрата, Несущая Тишину, то в тексте способностей Этраты следует читать «Стремительный Спрут» вместо «Этрата».
Применяя мутацию, мы можем получить мешанину из карт и фишек, лежащих лицом вверх или вниз, перевёрнутых и нет, трансформированных и нет.
Если верхним элементом в объединённом перманенте является фишка, то весь этот перманент считается фишкой независимо от наличия в его составе карт.
Это важно помнить, поскольку есть эффекты, напрямую зависящие от того является перманент картой или фишкой. Например, Неосязаемая Добродетель даёт бонусы только фишкам.
Объединённый перманент лицом вниз
В отличии от всех остальных статусов, этот определяется статусом верхнего элемента и далее меняется по определённым правилам:
727.2f
- Если объединённый перманент переворачивается лицом вниз, все компоненты лицом вверх переворачиваются лицом вниз.
- Если объединённый перманент переворачивается лицом вверх, все компоненты лицом вниз переворачиваются лицом вверх.
Если при мутировании объединённый перманент меняет статус, то игровая машина игнорирует это.
Если Ифрит, Мастер Оружия лицом вниз стал целью мутирующего Стремительного Спрута и на разрешении Спрута вы решили положить его сверху, то объединённый перманент будет считаться лежащим лицом вверх. При этом Ифрит не переворачивается лицом вверх и его триггер не срабатывает.
Дальше мутанты ведут себя вполне логично. Если мутант находится в статусе лицом вниз, то можно выполнить специальное действие и развернуть его лицом вверх.
Если на разрешении триггера Везуванского Oборотня решить перевернуть объединённый перманент лицом вниз, то лицом вниз перевернутся все карты стопки. Весь мутант станет бесцветным 2/2 существом без способностей и мана-стоимости.
Если вы решите воспользоваться способностью Оборотень, то все карты, представляющие объединённый перманент, перевернутся лицом вверх. Сработает триггер, унаследованный от Везуванского Oборотня и вы сможете превратить объединённый перманент во что-то другое, если захотите.
Если в объединённый перманент затесалась воплощённая карта лицом вниз, которая не является картой перманента, то такого мутанта невозможно перевернуть лицом вверх. При применении эффекта, который пытается такое сделать, контроллер показывает лицевую сторону всех карт, составляющих мутанта, и оставляет его лежать лицом вниз.
И, как обычно, если в стопке карт окажется двухсторонняя карта или слитый (melded) перманент, то перевернуть такое страшилище лицом вниз невозможно.
Двухсторонние карты в составе объединённого перманента
Двусторонние карты в составе мутанта добавляют в общий котёл способности, которые имеет та сторона, которой карта лежит вверх.
Если Насекомовидная Тварь мутирует в Стремительного Спрута, то Спрут будет иметь Полёт.
При трансформации, все составляющие мутанта карты, которые могут трансформироваться, так и делают.
Flip-карты в составе объединённого перманента
В отличие от статуса лицом вниз/вверх, статусы tap/untap и flipped/unflipped не определяются состоянием верхнего элемента. Они не изменяются при мутировании.
Если в Спрута мутировал Stabwhisker the Odious, то мутант сохранит статус flipped (так же происходит с повёрнутыми и развёрнутыми перманентами) и будет обладать триггером Stabwhisker the Odious. «Перефлипнуть» перманент невозможно. Его статус не изменится до конца его существавания на поле битвы.
Если в Спрута мутировал Nezumi Shortfang, то у получившегося мутанта будет активируемая способность Nezumi Shortfang. Если при её активации мутант флиппнется, то у мутанта исчезнет способность Nezumi Shortfang и появится триггер Stabwhisker the Odious.
Объединённый перманент покидает поле битвы
Если объединённый перманент покидает поле битвы по любой причине, то в зоне прибытия он «рассыпается» на составляющие. Обратно его собрать уже нельзя.
Входящие в состав монстра фишки прекращают своё существование при ближайшем выполнении ДВС. Карты из рассыпавшегося мутанта размещаются на клабище или в библиотеке в порядке, который выбирает владелец карт. Причём, показывать порядок карт, помещаемых в библиотеку, игрок не обязан.
NB: Если в составе мутанта есть компоненты лицом вниз, то при перемещении их в другие зоны (и в конце игры) игрок обязан показать их оппонентам.
Допустим триггер Duplicant'а целит мутанта, верхний экземпляр которого не фишка. На разрешении триггера Мутант отправляется в изгнание, где «рассыпается» на отдельные части. Как понять, какая часть «последняя» и что делать бедному Duplicant'у с кучей данных от изгнанных карт?
Для этой цели есть правило (CR 721.3b), предписывающее игроку, изгоняющему мутанта, определить временные метки для каждой карты, входящей в мутанта. Это исключение из обычных правил для временных меток.
Т.е. контроллер Duplicant'а определит «последнюю изгнанную карту» и именно от неё Duplicant получит значения силы и выносливости.
Допустим, уничтожается мутант, состоящий их 3 карт и одной фишки. Поле битвы покидает один перманент, на кладбище попадают 4.
Триггер Кровавого Художника сработает один раз.
Триггер Planar Void сработает 3 раза.
На этом веселье не заканчивается.
Эффекты замещения
Допустим, ваш мутант уже собрался покинуть поле битвы, но в игре действуют эффекты, замещающие попадание его в указанную зону. Тогда вам нужно выбрать эффект и применить его ко всем составляющим мутанта. Исключение составляют мутанты с фишками в составе:
727.3e. Если эффект замещения отправляет в какую-либо зону «карту» и не применяется к фишкам, то
- если объединённый перманент не является фишкой, то этот эффект применяется ко всем компонентам, включая фишки;
- если объединённый перманент является фишкой, но некоторые из его компонентов — карты, то объединённый перманент и его компоненты-фишки помещаются в соответствующую зону, а компоненты-карты перемещаются эффектом замены.
Если ваш оппонент контролирует Лучи Пустоты, то эффект, отправляющий карту в изгнание вместо кладбища, будет работать по логике кроличьей норы:
- если умирает мутант-фишка, то перманент умирает, но все его составляющие-нефишки изгоняются.
- если должен умереть мутант-нефишка, то все его составляющие отправляется в изнание напрямую с поля битвы.
Объединённые перманенты и эффекты, возвращающие карты на поле битвы
Для объединённых перманентов, перемещающихся между зонами существует хитрое правило:
727.3c. Если эффект может найти новый объект, которым становится объединённый перманент, покидая поле боя, он находит все эти объекты. (См. правило 400.7.) Если этот эффект производит некие действия над этими объектами, то одно и то же действие совершается над каждым из этих объектов.
Имеются ввиду различные эффекты, возвращающие перманенты обратно на поле битвы.
Если собрать все наши знания в кучу и перевести на русский язык, то получится, что для таких эффектов мутант покидает поле битвы, рассыпается на составляющие и вся эта кодла возвращается по отдельности на поле битвы в том состоянии, которое предписывает эффект.
Есть, конечно же, несколько исключений:
- фишка не может никуда вернуться; покинув поле битвы она прекращает своё существование при ближайшей проверке ДВС (CR 111.7);
- карта мгновенного заклинания или волшебства не может выйти на поле битвы; она остаётся в той зоне, где находилась (CR 400.4a);
- если эффект предписывает поместить на поле битвы трансформированной не двустороннюю карту, то эта карта остаётся в той зоне, где она находилась (CR 711.8a);
- нельзя соединить (meld) карты без Соединения и карты, не являющиеся парой (CR 701.36b).
Если блинкнуть мутанта, то он отправится в изгнание, а затем на поле битвы вернутся карты перманентов, из которых он состоял.
Карты, не являющиеся перманентами, останутся в изгнании.
Фишки прекратят своё существование при ближайшем выполнении ДВС.
Если в составе мутанта есть существо с Нетленностью или Упорством и на этом мутанте нет соответствующих способности жетонов, то на разрешении триггера на поле битвы вернутся все составляющие мутанта карты перманентов и каждый из этих перманентов получит жетон.
Если в составе мутанта есть Никол Болас, Опустошитель, то на разрешении его активируемой способности из изгнания трансформированными вернутся все карты из мутанта, которые могут трансформироваться. Остальные карты останутся в изгнании.
Если в составе вашего мутанта есть Гизела, Сломанный Клинок и на поле битвы под вашим контролем оказывается Бруна, Затухающий Светоч, то на разрешении триггера Гизелы на поле битвы вернётся Бризела, Голос Кошмаров. Остальные карты останутся в изгнании.
Объединённый перманент и Командир (EDH)
Если ваш Командир входит в состав мутанта (на любом месте), то мутант считается за командира. Когда такой мутант покидает поле битвы, вы можете положить Командира в командную зону независимо от того, где окажутся остальные карты из мутанта.
Вынос мозга
Если вам мало, давайте продолжать :)
Фазируются мутанты без вреда для здоровья, поскольку процесс выхода из фазы (phase out) не считается сменой зоны: вне фазы игровая машина просто не видит мутанта. Вернувшись в фазу, объединённый перманент сохранится в первозданном виде.
Если на мутанте были жетоны, то при перемещении между зонами (кроме руки и библиотеки), Skullbriar притащит их с собой. При первом перемещении мутанта он ещё и продублирует все жетоны для каждого объекта в составе мутанта.
Характеристики мутанта являются копируемыми величинами, а значит, все существа, выходящие на поле битвы под ваш контроль, будут их копировать. В том числе Фишки: Защитница Выводка
Если разыгрывая Стремительного Спрута за стоимость Мутации, вы выбрали целью Лановарских Эльфов, то в результате у вас может получится два разных существа в зависимости от того, сверху или снизу будет расположен Стремительный Спрут.