МЕНЮ
Судейская школа MTG
Турнирные сокращения

Турнирные сокращения
Tournament Shortcuts

Обновлено 27.07.2017

Получив приоритет, игрок может что-то сделать или спасовать. В реальной игре мало кто проговаривает все пасы. Иначе, мы бы в эту игру не играли — было бы слишком долго и очень скучно. Поэтому игроки используют сокращения, которые «облегчают понимание», так называемые шоткаты (от англ. shortcuts). Или жмут F6.

Были времена, когда сокращения не имели никакого официального статуса, и в случае недоразумений у игроков была отличная отговорка: «А я не обязан знать эти ваши шоткаты». Руководство по работе с нарушениями, вышедшее в сентябре 2007, в корне изменило ситуацию: сокращения были внесены в правила. С тех пор, играя на турнире, игроки обязаны знать и соблюдать официальные шоткаты. Только вот если вы и встретите такого игрока на турнире, то окажется, что это переодетый судья.

Довольно долго этот свод правил игрового этикета оставался нетронутым. Но игра меняется, появляются новые правила, возникают новые ситуации, поэтому меняются и шоткаты.

Не так давно из турнирных сокращений было убрано автоматическое назначение всех «экстра»-повреждений от существа с Пробивным ударом игроку или Planeswalker'у, которого атакуют. Это случилось после того, как игроков обязали объявлять вслух изменения в жизнях. Так что, если атакующий игрок не объявил о том, что у защищающего игрока не уменьшилась жизнь, то считается, что он решил нанести все повреждения блокирующему существу.

После продолжительных баталий диванных войск, случившихся по результатам ситуации на Протуре Дублин, ребята из Визардов задумались над тем, что появилось слишком много триггеров, срабатывающих в начале боя, с которыми старый вариант шоткатов уже не справлялся.

Поэтому в апрельской редакции 2017 года мы получили новые правила. Так давайте же разберёмся, зачем весь это сыр-бор и как его использовать себе во благо.

4.2 Турнирные сокращения

Сокращение — это действие, которое совершают игроки, чтобы пропустить последовательность формальных игровых действий, не объявляя их явно. Сокращения необходимы для нормального течения игры, так как они позволяют игрокам играть в понятной им манере, а не вязнуть в деталях правил. Большинство сокращений включают в себя пропуск нескольких передач приоритета по обоюдному согласию всех игроков. Если игрок хочет продемонстрировать или использовать новое сокращение, фиксирующее определенное количество передач приоритета, он должен сразу ясно обозначить, в каком состоянии остановится игра после этого сокращения.

В начале всё довольно ясно и просто: чтобы избежать недоразумений игрокам следует пользоваться официальными сокращениями.

Если игрок считает, что в этой конкретной партии ему нужно ещё какое-то сокращение, то он должен объяснить его оппоненту и убедиться, что оппонент его понял. Это в том числе касается различных вариантов получения 100500 жизней за счёт выполнения некоторой последовательности действий.

Игрок может прервать сокращение, объяснив, как он хочет от него отклониться, или в какой момент внутри сокращения он хочет совершить действие. Точно также игрок может прервать своё собственное сокращение. С целью создания неопределенности в игре игроку не разрешается использование не объявленного заранее сокращения, или изменение широко используемого сокращения без предварительного объяснения этого изменения.

Иногда игроку требуется выполнить какие-то действие в необычное время, например, на шаге поддержки оппонента или в его шаг взятия карты. В этом случае игроку нужно сообщить об этом оппоненту, прервав свой или его шоткат.

Например: «Ходи, в апкип действия».

Мы все — рабы привычек. Что поделать, так работает наш мозг: привычные действия выполняются на автомате. Поэтому, услышав «ходи», оппонент может молниеносно развернуть свои перманенты и взять карту с ловкостью енота-полоскуна. Чтобы такого не произошло, как раз и существует возможность изменить привычное сокращение и в нужный момент разыграть Вендилионскую Клику.

Да, внезапности не получится. И предупреждённый оппонент будет ждать от вас сюрприза, но что делать, по-другому это не работает.

Игрок не может попросить приоритет и не выполнить никакого действия. Если он решил, что не желает ничего делать, просьба аннулируется и приоритет возвращается игроку, у которого он был вначале.

Это правило означает, что прервав действия оппонента, игрок не может лишить оппонента возможности действовать дальше.

Если активный игрок передаёт приоритет в своей первой главной фазе, предполагается, что неактивный игрок действует на шаге начала боя, если только его действия не влияют на то, сработают и как сработают триггерные способности на шаге начала боя.

Однако, если неактивный игрок ничего не предпринимает, у активного игрока есть приоритет на шаге начала боя.

Существование триггеров (в том числе имеющих цель) может быть объявлено после разрешения любого действия неактивного игрока.

Поздравляю всех с новым шоткатом, который пришёл на смену старым добрым «Хочу в атаку», «Объявлять атакующих?», «Комбат/бой» и т.д. И если раньше игроки с большим трудом понимали концепцию перехода в начало фазы боя, ломали копья в словесных битвах по выяснению кто где находится, у кого приоритет и можно ли что-то ещё сыграть в главную фазу или оживить землю в начале боя, то теперь их лишили даже специальных слов для шотката. «Всё, что вы скажете, может и будет использовано против вас...».

На самом деле, шоткат получился если не идеальным, то очень близким к нему. Давайте разберёмся, почему это так.

Первое предложение говорит нам о том, что, если активный игрок во время своей предбоевой главной фазы каким-либо образом передал приоритет («Пас», «Можешь продолжать», «Хочу в атаку», «Комбат?», «А не соизволит ли мой любезный оппонент перейти к фазе боя?» или покажет это движениями щупалец), стоит выяснить, есть ли в игре объекты, имеющие триггеры, срабатывающие в начале этого шага начала боя. Если такие объекты есть, и неактивный игрок сделал что-то такое, что повлияло на будущий триггер, то игроки всё так же находятся в главной фазе.

Мастер по Инструментам
AEther Vial
Гниение

Например, активный игрок контролирует Мастера по Инструментам и единственный артефакт — AEther Vial. Игрок пасует в предбоевой фазе.

Неактивный игрок уничтожает Артефакт или Мастера по Инструментам. В обоих случаях триггер сработать не сможет, так как или его не будет вовсе, или условие для него не выполнено (а это условный триггер). Значит, игра всё ещё в главной фазе, и АИ может разыграть ещё один артефакт или другого Мастера по Инструментам и уже после этого спасовать.

Если таких объектов с триггерами в начале комбата нет, то игра двигается к шагу начала боя, и неактивный игрок действует уже там. Например, поворачивает активному его существ (Ледяной Манипулятор) или делает ещё что-нибудь коварное. После действий неактивного игрока приоритет опять получает активный игрок и тоже может что-нибудь сделать, например, оживить землю, чтобы отправить её в атаку. Но при этом активный игрок уже не может разыграть существо без Мига, потому что его главная фаза давно закончилась.

Если неактивный игрок ничего не делает («Пас», «Нет, это ты можешь продолжать», «Давай», «ОК», «С превеликим удовольствием, сделайте же что-нибудь, сэр» или помашет щупальцами в ответ), то активный игрок получает приоритет всё на том же шаге начала боя. Он может, например, разыграть существо с Мигом. Если это существо имеет Ускорение, например, Самут, Голос Инакомыслия, то у активного игрока появляется возможность назначить его атакующим.

И это хорошо.

Теперь нет причин спорить, в какой части хода вы находитесь, и всегда есть возможность что-то сделать на первом шаге фазы боя. Например, посадить в Машину Экипаж.

Наконец, последнее предложение этого правила говорит о том, что пока не упущено время, триггеры начала боя, как и все остальные, не считаются пропущенными.

Смотрите, что получилось бы, если бы игроки проговаривали все пасы:

АИ (в свою главную фазу): пас

НИ: пас (игра перешла в фазу боя, сработал триггер, лёг в стек, АИ получил приоритет)

АИ: пас

НИ: рандомный инстант (в респонс на триггер)

АИ: пас (инстант разрешился, теперь триггер — верхний элемент стека, приоритет у АИ)

АИ: пас

НИ: пас (разрешился триггер).

Т.е. у активного игрока на самом деле есть куча времени до того момента, когда ему нужно будет вспомнить про свой триггер. Единственным исключением из триггеров являются те, что имеют цель. Ведь цель необходимо объявить при помещении триггера в стек. Этот вопрос шоткат закрывает в принудительном порядке, объявляя, что такие триггеры тоже не будут считаться пропущенными, если их объявят сразу после разрешения заклинания (способности), которое было разыграно в ответ на этот триггер.

Если активный игрок передаёт приоритет в своей второй главной фазе или использует фразы типа «Ходи» или «Твой ход», то предполагается, что неактивный игрок действует на шаге конца хода, если только его действия не влияют на то, сработают и как сработают триггерные способности на шаге конца хода. Триггеры конца хода, не имеющие цели, разрешаются после того, как неактивный игрок пасует.

Шоткат передачи хода переписали аналогично предыдущему, за тем исключением, что в нём нет ни слова про триггеры, имеющие цель. Как я уже упоминала выше, если игрок не укажет цель для триггера (за исключением «целевой оппонент») до того, как получит приоритет, будет считаться, что триггер пропущен. Так что если у вас есть такие триггеры, будет не лишним сообщить об этом оппоненту.

Очевидно, что после действий неактивного игрока на шаге конца хода активный игрок вновь получает приоритет и может разыгрывать заклинания или активировать способности.

Причина изменения этого шотката довольно очевидна: неактивному игроку вряд ли нужно что-то делать в главную фазу активного игрока, если только он не хочет помешать триггерам «В конце хода...» или потратить ману, которая образовалась у него во время этой фазы (Eladamri's Vineyard). Поэтому, по умолчанию, предполагается, что игра переходит в заключительную фазу: если нет никаких триггеров в конце хода, и оппонент пасует в ответ на ваше «ходи», то игра переходит на шаг очистки.

Когда игрок добавляет объект в стек, считается, что он передаёт приоритет, если он отдельно не заявил о желании его сохранить. Если он поместил в стек группу объектов, не объявляя отдельно о желании сохранить приоритет, а оппонент желает провести действие в середине этого сокращения, действия игрока нужно откатить до необходимого момента.

Обратите внимание, что несмотря на то, что по правилам (CR) игрок, сыгравший заклинание (активировавший способность, выполнивший специальное действие) снова получает приоритет, согласно шоткату он передаёт приоритет оппоненту, если специально не объявит, что хочет выполнить несколько действий, не передавая приоритета. Иногда это критично. Например, трюк с Shuriken невозможно провернуть, передав приоритет после активации способности Снарядить.

С другой стороны, у игрока всегда есть возможность вклиниться в действия оппонента, совершаемые подряд без уведомления о сохранении приоритета. Например, вовремя прибить раскачиваемую тушку Тернохват.

Если игрок анонсирует заклинание или активирует способность с Х в стоимости, не указывая значение Х, считается, что он тратит всю доступную ману из своего хранилища маны.

Если у игрока в хранилище маны находится {6R}, и он объявляет Огненный Шар c двумя целями, то Х будет считается равным 5, и на разрешении Огненного Шара, если обе цели останутся легальными, то каждая из них получит по 2 повреждения. Зачем нужно было тратить на Огненный Шар лишнюю ману, не понятно, особенно в свете таких заклинаний, как Страшное Заблуждение.

Если игрок разыгрывает заклинание или активирует способность и объявляет о выборе, который нет необходимости делать до разрешения, он должен придерживаться этого выбора, если оппонент не предпримет никаких ответных действий.
В то же время, если оппонент интересуется о выборе, который делается на разрешении, считается, что он спасовал и предлагает перейти к разрешению заклинания или способности.

Игрок разыграл Пустоту и выбрал «четыре» во время розыгрыша. Если оппонент ничего не делает в ответ, то игроку придётся придерживаться этого выбора на разрешении.

Если оппонент что-то предпримет в ответ на розыгрыш Пустоты, то игрок смело может изменить значение на разрешении Пустоты.

Если игрок объявил Пустоту и оппонент запрашивает у него число, то считается, что оппонент спасовал, и Пустота разрешается.

Если игрок называет карту при розыгрыше Смертельной Иглы, то он обязан придерживаться своего выбора, если оппонент ничего не делает в ответ. Если в ответ оппонент лихорадочно активирует способности только что названной карты, то игроку можно «передумать» и при выходе Иголки на поле битвы назвать другую карту.

Считается, что игрок заплатил любую стоимость 0, если он не объявил обратного.

Если игрок контролирует Тонкошкурого Гоблина и не объявляет, что платит какую-либо эхо-стоимость перманента под своим контролем, то считается, что он её оплатил.

Если не объявлено иного, считается, что при розыгрыше заклинания или активации способности, которая целит объект в стеке, игрок выбирает самое верхнее заклинание, которое может быть легальной целью.

Небольшое изменение в этом сокращении специально упоминает заклинание в качестве цели, а не какой-либо другой объект. Так у игрока не будет возможности поцелить пропущенный триггер.

Если игрок хочет поцелить не самый верхний объект в стеке, то об этом стоит сообщить оппоненту. А как иначе можно догадаться, какой из 4-х Daze он собирается отменить или скопировать?

Кроме того, это сокращение избавляет от проблем в ситуации, когда игрок ошибся и попытался отменить неотменяемое заклинание оппонента (Внезапным Распадом), но потом осознал свою ошибку и утверждает, что «очевидно целил другое заклинание». Хотя, на самом деле довольно очевидно, что целить не верхнее заклинание в стеке — редкое явление (Отчислением иногда выгоднее отменить собственное заклинание, чем контру оппонента).

Считается, что игрок атакует своими существами оппонента, а не одного из его Planeswalker'ов, если он не указал обратного.

Если оппонент контролирует одного или нескольких Planeswalker'ов, а вы атаковали тремя существами и не уточнили, кого именно атакуете, то повреждения от всех трёх существ будут распределены оппоненту.

Считается, что игрок, выбравший Planeswalker'а под контролем оппонента в качестве цели заклинания или способности, которая обычно не может целить Planeswalker'а, целит оппонента и перенаправляет повреждения на разрешении. Игрок должен придерживаться этого выбора, если оппонент не предпримет никаких ответных действий.

По правилам игрок не может поцелить Гидена Джуру заклинанием типа Удар Молнии, если в этот момент тот не является существом. Если игрок так делает, это означает, что он целит оппонента и перенаправляет повреждения в Гидеона. Если оппонент ничего не предпринимает, то игрок обязан придерживаться этого выбора. Ответные действия оппонента дают игроку карт-бланш на изменение решения о перенаправлении повреждений.

Если игрок контролирует Лучи Святости, то оппонент не может воспользоваться этим шоткатом, потому что не может легально целить игрока своими заклинаниями, а значит, не может перенаправить повреждения в Planeswalker'а под его контролем.

Считается, что игрок решил оставить карты в том же порядке, если когда это требовалось он не предсказал или не посмотрел верхнюю карту библиотеки после пересдачи.

Ещё одно правило, которое облегчает общение с забывчивыми игроками. Судьи не очень любят откатывать игру, потому что всегда есть шанс что-то упустить. И чаще всего это не происходит безболезненно при манипуляциях с колодой. Не вовремя выполненное Предсказание может принести довольно ощутимое преимущество. Так что забыл, значит посмотрел карты и положил их обратно. ССЗБ.

По умолчанию в Двухголовом гиганте атакующие существа наносят повреждения главной голове защищающейся команды, если только контроллер существа не объявил другое.

В некоторых случаях важно, какому именно игроку наносятся повреждения. Например, если главная голова ваших оппонентов имеет Мстительного Фараона на своем кладбище, то наносить ей повреждения не очень разумно. Правильно выбрать для этого вторую голову, но об этом необходимо сообщить.

Домашнее задание

  • Первый игрок: хочу в атаку.
    Второй игрок: ОК.
    Первый игрок: играю существо с Ускорением.
    Второй игрок: джадж!
    Ваши действия?
  • Первый игрок: хочу в атаку.
    Второй игрок: ОК.
    Первый игрок: Оживляю Преображающуюся Пещеру
    Второй игрок: ОК.
    Первый игрок: в атаку этим, этим и Пещерой.
    Второй игрок: джадж!
    Ваши действия?
  • Первый игрок: хочу в атаку.
    Второй игрок: Тайная Команда, «потапать твоих, подроваться».
    Первый игрок: ОК.
    Второй игрок: продолжай.
    Первый игрок: оживляю Преображающуюся Пещеру
    Второй игрок: ОК.
    Первый игрок: в атаку Пещерой.
    Второй игрок: джадж!
    Ваши действия?
  • Первый игрок: Удар Молнии в твоего Гидеона, Закалённого в Битвах
    Второй игрок: Щит Веры в Гидеона.
    Первый игрок: Тогда в тебя.
    Второй игрок: джадж!
    Ваши действия?
  • Игрок молча разыгрывает Полубог Отмщения. Оппонент так же молча отвечает Отменой, целя Полубога. Игрок возвращает Полубога в игру. Оппонент зовет судью.
    Ваши действия?
  • Игрок контролирует Вассала Темнолесья и Селение Верхолазов. Селение оживляется и назначается атакующим. Его блокируется Зомби-Голиаф. Атакующий игрок: «Тебе ничего», кладет Селение на кладбище. Оппонент: «Ок», кладет Зомби на Кладбище.
    Будем вмешиваться?

Ну, и конечно, я всегда рада ответить на ваши вопросы, как по занятию, так и вне его. А так же услышать комментарии по самому материалу урока: был ли он вам полезен? понятно ли изложен материал? пригодились ли вам ссылки? узнали ли вы что-то новое?


ВКонтакте
Facebook

MTG судьям

Объяснения основных жаргонных терминов, необходимых для понимания разговоров магов и успешного чтения статей по MTG