МЕНЮ
Судейская школа MTG
Розыгрыш заклинаний

Розыгрыш заклинаний
Casting spells

Обновлено 15.08.2017

Доставайте свои волшебные палочки, сегодня мы будем колдовать. Что? Это не Хогвартс?

Ну, все равно, если у нас есть приоритет или какой-либо эффект позволяет нам это сделать в другое время, то мы можем разыграть заклинание. Чем не колдовство? Тем более, сейчас на картах так и пишут «cast a spell», что значит «разыграть заклинание» или проще «наколдовать». Мы будем говорить «разыграть заклинание», но помнить, что если на карте написано «play a spell», то можете смело читать его как «cast a spell». Если же текст гласит «разыграть карту» (например, Высоты Свежего Ветра), то это может быть как «разыграть заклинание» так и «разыграть землю», в зависимости от ситуации.

Не зря мелких обормотов из вышеупомянутой школы чародейства и волшебства учили целых семь лет как пользоваться магией. В нашей Магии все тоже не просто. Розыгрыш заклинания — процесс долгий и сложный, выполняемый последовательно и заканчивающийся только по завершению всех необходимых шагов.

601.2. Разыграть заклинание означает взять оттуда, где оно находится (обычно это рука), поместить в стек и оплатить его стоимости, чтобы оно в свое время разрешилось и произвело свой эффект. Розыгрыш заклинания включает объявление заклинания (правила  601.2 a-e) и определение и оплату стоимости (правила  601.2 f-h). Для того, чтобы разыграть заклинание, игрок выполняет этапы, последовательность которых приведена ниже. Если во время розыгрыша заклинания игрок не в состоянии выполнить какой-либо из этих этапов, то считается, что заклинание было разыграно нелегально. Игра возвращается к моменту до того, как розыгрыш заклинания был анонсирован (см. правило 717 «Обработка нелегальных действий».)

Этап первый: помещение в стек (601.2a)

— Изя Кацман, — представился он бархатным голосом. — Мусорщик.

— Сельма Нагель, — лениво отозвалась Сельма, протягивая руку. — Шлюха.

Стругацкие Аркадий и Борис, «Град обречённый»

Объявление о розыгрыше заклинания начинается с помещения в стек карты или копии карты. Заклинание остаётся в стеке до тех пор, пока не разрешится, будет отменено или перемещено в другую зону каким-либо эффектом.

На этапе объявления заклинания игрок решает и объявляет:

  • Разыгрывает ли он заклинание из зоны, отличной от его руки, и если да, то каким эффектом для этого пользуется. Например:
  • Играет ли он Оборотня (morph) лицом вниз. Вполне понятно, почему это нужно решить до помещения заклинания в стек: ведь разыгрываемый таким образом Оборотень с самого начала кладется в стек лицом вниз, и потому иначе взаимодействует с эффектами, препятствующими разыгрывать некоторые заклинания (например, Клетка Раскопщика Могильников).
  • Какая часть двойной карты будет разыграна. Например, разыгрывая Fire/Ice, в стек мы кладем всегда только одну половину, и с этого момента игровая машина игнорирует существование другой (до выхода из стека, конечно). Будет ли использована способность Слияние (Fuse) для розыгрыша слитого заклинания.

При помещении заклинания в стек, игра не проверяет, можно ли его разыграть. Это изменение в правилах появилось с выходом Истоков.

Этап второй: определение status quo (601.2b)

Если из двух зол можно выбирать, то это уже неплохо.

Константин Мелихан

Следующим пунктом нашей программы нужно будет сделать выбор, относящийся к следующим параметрам заклинания или способности:

  • Модальность. Именно здесь мы будем выбирать, что именно будет делать Тайная Команда.
  • Сращивание. Здесь мы рассказываем оппоненту, что именно и как мы жаждем срастить и предъявляем эти карты из руки. Для того, чтобы обновить свои знания по этому вопросу, читаем правило 702.46.
  • Дополнительные, альтернативные и специальные стоимости. Именно здесь происходит изъявление желания оплатить Перегрузку (Overload) или Дар (Bestow) или разыграть заклинание, оплатив иным способом, вместо оплаты мановой стоимости.

Обратите внимание на часть правила 601.2b:

(601.2b) Игрок не может применить два альтернативных метода розыгрыша или выбрать две альтернативные стоимости одного и того же заклинания.

Маг Молниеносных Заклинаний
Force of Will
Миззиевые Мортиры

Если вы дали Force of Will, лежащей на кладбище, способность Воспоминание при помощи эффекта способности Мага Молниеносных Заклинаний, то вы не сможете разыграть её за «родную» альтернативную стоимость, потому что стоимость Воспоминания — это уже альтернативная стоимость, а воспользоваться сразу двумя нельзя.

Если таким способом Воспоминание получили Миззиевые Мортиры, то вы не сможете разыграть их за стоимость Перегрузки.

  • Х. Именно здесь происходит озвучивание великого и могучего Х. А также других переменных в стоимости розыгрыша заклинания, если таковые присутствуют.
    Про Х в стоимости заклинания подробно написано в статье про Огненный Шар. А вот про то, что делать с товарищем, который разыграл заклинание с Х и забыл объявить его значение, было упомянуто в Сокращениях из Турнирных правил Магии. Если коротко, то считается, что игрок решил потратить на это заклинание всю ману, находящуюся в его резерве маны в данный момент.
  • «Гибридная мана». Если в стоимости заклинания присутствуют гибридные символы маны, то игрок объявляет, какой вариант стоимости он собирается оплатить.
Призрачная Процессия

За Призрачную Процессию вы можете заплатить или {WWW} или {2WW}, или {4W}, или {6}.

Огненный Смерч

За Огненный Смерч вы можете заплатить {2G} или {2R}. В зависимости от цвета потраченной маны эффект будет разным. Для того, чтобы «ударить по всем» нужно заплатить {1GR}.

Расчленить

За Расчленить вы можете заплатить или {1BB}, или {1B} + 2 жизни, или {1} + 4 жизни.

Таким образом, на втором шаге розыгрыша заклинания мы определяем, что оно будет делать и как будет оплачено.

(601.2b) Предварительно сделанный выбор (такой как разыграть заклинание с Воспоминанием из кладбища или разыграть Оборотня лицом вниз) может ограничивать возможные варианты выбора этих параметров.

Этап третий: цели (601.2c)

Была бы цель, а цепочка проб и ошибок сама приведет к желаемому результату.

Харуки Мураками

Теперь самое время перейти к целям. Для начала выясняется необходимое количество целей, затем выбираются конкретные «жертвы». Каждая цель должна быть легальна на момент ее объявления. Кроме того, нельзя выбрать один и тот же объект, игрока или зону несколько раз в качестве цели для одного слова «цель» в тексте заклинания или способности. Напротив, если в тексте заклинания слово «цель» встречается несколько раз, то один и тот же объект, игрока или зону (если они удовлетворяют критериям для нацеливания) можно выбрать несколько раз.

Например,

Сглаз

Для розыгрыша Сглаза придется указать ровно шесть разных существ.

Семена силы

Разыгрывая Семена Силы, вы можете выбрать одно и то же существо целью трижды.

(601.2с) Например: Если заклинание гласит «Поверните два целевых существа», то одно и то же существо не может быть выбрано дважды; это заклинание требует две разные легальные цели.Однако, для заклинания, гласящего «Уничтожьте целевой артефакт и целевую землю», возможно выбрать одну и ту же артефактную землю, потому что слово «цель» присутствует на нем в разных местах.

Если цель заклинания появляется только в случае оплаченной дополнительной (Возврат или Усилитель), альтернативной (Дар) или специальной стоимости, то игроку, не объявившему свое желание оплатить эту самую стоимость в пункте 601.2b, уже поздно что-либо менять. В этом печальном случае цель не выбирается.

Например,

  • Dwarven Landslide, объявленный без Усилителя, останется с одной целью.
  • Если вы разыгрываете Сатира Благодеяний, то только в том случае, если вы решили оплатить стоимость Дара, у него появится цель (потому что он станет заклинанием ауры).

(601.2с) Если эффекты утверждают, что объект или игрок должны быть выбраны в качестве цели, то игрок выбирает цели так, чтобы удовлетворить максимально возможное число таких эффектов без нарушения правил или эффектов, запрещающих выбирать этот объект или игрока в качестве цели.

Выбранные игроки, объекты или зоны становятся целями заклинания. В этот момент срабатывают триггерные способности вида «когда [что-то] становится целью заклинания». Например, способность Иллюзорного Слуги. Тем не менее, в стек эти способности попадут только после того, как закончится розыгрыш заклинания. См. Приоритет, стек, структура хода.

Этап четвертый: разделение или распределение эффекта (601.2d)

Будем их ловить. Легонечко так, умно жать, жать... Всё у них отнимать, отнимать... И складывать в кучу. А потом делить. И будем математики.

Григорий Остер, «38 попугаев»

Настало время разделять и властвовать: если для каждой конкретной цели производится специально задуманное действие, то после того, как жертва выбрана на предыдущем этапе, теперь настало время объявить, что именно с ней произойдет.

Здесь же мы раздаем «всем сестрам по серьгам»:

(601.2с) Если эффекты утверждают, что объект или игрок должны быть выбраны в качестве цели, то игрок выбирает цели так, чтобы удовлетворить максимально возможное число таких эффектов без нарушения правил или эффектов, запрещающих выбирать этот объект или игрока в качестве цели.

Например,

Поджог

Делим повреждения от Поджога. Кстати, раз уж цель назначена, то ей обязательно хоть что-то да будет назначено. Т.е. нельзя объявить цель для Поджога и назначить 0 повреждений.

Огненный Шар

Но вот если вы внимательно прочтёте текст Огненного Шара, то увидите, что его эффект не требует от игрока распределения повреждений — повреждения делятся поровну между оставшимися легальными целями, и происходит это на разрешении.

Этап пятый: проверка легальности (601.2e)

Тварь ли я дрожащая или право имею?

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»

Основываясь на предыдущих анонсах, игра проверяет, может ли объявленное заклинание быть легально разыгранным в данный момент. При этом в расчет принимаются временные ограничения (в том числе, зависящие от типа карты) и другие эффекты, которые могут разрешить или запретить розыгрыш заклинания. Если объявленное заклинание является нелегальным, то игра возвращается к моменту до того, как розыгрыш заклинания был анонсирован (см. правило 717 «Обработка нелегальных действий»).

Небесный Архонт
Прорицательница Круфикса

Если вы контролируете Прорицательницу Круфикса и попытаетесь в ход оппонента разыграть Небесного Архонта за стоимость Дара (Bestow), то к моменту проверки легальности, он уже не будет существом, а значит, у него не будет Мига (Flash), и разыгрывать его в это время нелегально.

Haakon, Stromgald Scourge
Volrath's Shapeshifter
Grid Monitor

Вы контролируете Volrath's Shapeshifter. Верхняя карта на вашем кладбище Haakon, Stromgald Scourge, следующая Grid Monitor. Если вы пытаетесь разыграть Хаакона, то сначала вы положите его в стек. В этот момент Volrath's Shapeshifter внезапно обретает способность Grid Monitor'а.

Значит, на этапе проверки легальность розыгрыша не подтверждается: «Вы не можете разыгрывать заклинания существ». Хаакона придётся вернуть на кладбище.

Этап шестой: определение полной стоимости (601.2f)

Чем совесть чище, тем выше её продажная стоимость

Ричард Длинные руки

Теперь настало время выписать счет, т.е. определить полную стоимость заклинания с учетом всех эффектов.

(601.2f) Стоимость может включать в себя оплату маной, поворот перманентов, жертву перманентов, сброс карт и т.д. Полная стоимость это мановая стоимость или альтернативная стоимость (как определено в правиле 601.2b), плюс все дополнительные стоимости и увеличения стоимости, минус все понижения стоимости.

Здесь стоит заострить свое внимание на том, что эффекты, уменьшающие стоимость заклинания не могут «уменьшить его до ниже пола», т.е. мановая стоимость не может быть меньше {0}.

Талия, Страж Трейбена

Талия, Страж Трейбена увеличивает стоимость заклинания, не являющегося существом на {1}. Этот эффект применяется и в том случае, когда вы разыгрываете заклинание «без оплаты мановой стоимости». Мановую стоимость вы не платите, а вот {1} обязаны уплатить.

Гоблин-Электромант

Эффект Гоблина-Электроманта уменьшает стоимость розыгрыша в части обобщенной стоимости. Он применяется и в том случае, когда игрок выбрал оплату альтернативной стоимости заклинания: Воспоминания, Перегрузки и т.д.

Trinisphere

Trinisphere рассматривает полную стоимость после применения всех плюсов и минусов (от эффектов типа Талия, Страж Трейбена) и учитывает только мановую часть полной стоимости.

После того, как полная стоимость определена, она «фиксируется», т.е. больше не меняется, независимо от того, что происходит в игре:

Ангел Спасения
Кентавр, Толковательница Знаков

Если при розыгрыше Ангела Спасения вы поворачиваете Кентавра, Толковательницу Знаков «под конвок», то стоимость Ангела не уменьшится на {2}, потому что Кентавр, Толковательница Знаков станет повернутой только на этапе оплаты заклинания (601.2g), когда стоимость заклинания измениться не может.

Этап седьмой: активация мановых способностей (601.2g)

Если полная стоимость заклинания включает в себя оплату маной, то настает черед активации мановых способностей. Обратите внимание, что именно сейчас нужно будет жертвовать Певчую дикарку (и именно поэтому на этапе оплаты, который скоро наступит, вы не сможете «тапнуть её под конвок»).

Если в стоимость заклинания не входит мана, то активировать мановые способности игрок на этом этапе не может.

Этап восьмой: оплата (601.2h)

Рыцарь свой счёт оплатил и закрыл!

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Наконец, заклинание оплачивается.

601.2h Игрок оплачивает полную стоимость заклинания в любом порядке. Частичная оплата не позволяется. Неоплачиваемые стоимости не могут быть оплачены.

Пример. Вы разыгрываете Death Bomb с мановой стоимостью {3}{B} и дополнительной стоимостью — жертвой существа.  Вы жертвуете Thunderscape Familiar, чей эффект позволяет вам разыгрывать черные заклинания на {1} дешевле. Поскольку полная стоимость заклинания «фиксируется» перед ее оплатой, то вы оплатите {2}{B}, а не {3}{B}, несмотря на то, что принесли в жертву Thunderscape Familiar.

Этап девятый: заклинание разыграно (601.2i)

Только после выполнения всех предыдущих этапов заклинание считается разыгранным. В этот момент срабатывают триггеры вида «когда игрок разыгрывает заклинание…»: Слепое Повиновение, Штурм Драконов, Кровавокосый Эльф, Легендарный Герой.

Разыгранное заклинание

Разыгранное заклинание лежит себе в стеке и ждет своей очереди на разрешение. И теперь ни розыгрыш заклинания с Мгновением ока, ни вдруг появившийся на столе у оппонента Тефери, ни эффект, запрещающий розыгрыш заклинаний (Молчание), ни эффекты, влияющие на стоимость, уже ничего сделать не могут — заклинание УЖЕ сыграно.

Игровая ошибка —Нарушение правил игры

Такая ошибка возникает, если заклинание было разыграно неправильно:

  • не хватает маны, уплаченной за заклинание (Талия, Страж Трейбена шлёт привет);
  • уплаченная мана не того цвета;
  • цель, выбранная во время розыгрыша, нелегальна;
  • игрок не оплатил стоимость полностью (например, игрок не показал Мерфолка при розыгрыше Среброжаберный Адепт, хотя выбрал именно этот вариант дополнительной стоимости) и т.д.

Если ошибка была обнаружена немедленно, то такое заклинание «откатывается», включая возврат в первоначальное состояние мана-ресурсов. Если же сие вопиющее нарушение заметили не сразу, то будьте готовы к тому, что придется оставить все как есть, даже если это был Гнев Божий, разыгранный за зелёную ману.

Решение об «откате» принимает исключительно главный судья, руководствуясь сложностью ситуации и временем, прошедшим с момента нарушения:

Если ошибка была обнаружена за время, в течение которого от игрока можно разумно ожидать обнаружение ошибки, и ситуация проста настолько, что игру можно безопасно вернуть в изначальное состояние без серьезных нарушений, то судья может запросить разрешение главного судьи на возврат игры в состояние до совершения ошибки.

Все предпринятые действия отменяются до момента, в который был совершена ошибка. Неверно помещенные в руку карты возвращаются в те зоны, откуда их переместили (если взятая карта неизвестна кому-то из игроков, то вместо нее из руки возвращается случайная карта). После этого игра продолжается.

Если ошибка обнаружена поздно, или ситуация настолько сложна, что вернуть игру в первоначальное состояние невозможно или очень сложно и это может серьезно повлиять на игровую ситуацию, то судья должен выполнить ДВС и оставить все как есть, не пытаясь частично исправить ситуацию — состояние игры или полностью возвращается в момент совершения ошибки, или оставляется как есть, за следующим исключением:

  • Если игрок сделал нелегальный выбор или забыл сделать выбор для перманента на поле битвы, то этот игрок делает легальный выбор. (Например, Смертельная Игла.)
  • Если игрок забыл взять карту во время своего шага взятия карты («за ход»), то этот игрок берет карту.
  • Если игрок забыл сбросить карту из руки или вернуть карту из руки в другую зону, то он делает это.
  • Если объект находится в неправильной зоне; этот объект известен всем игрокам; и это обнаружено в течение хода, когда была совершена ошибка, то переместите объект в правильную зону.

В ситуации, когда эффект, вызвавший нарушение, контролируется одним игроком, а нарушение совершил другой игрок, оба игрока получают наказание за Игровую ошибку — Нарушение правил игры.

Например, если игрок разыграл Дорога Изгнания в существо оппонента и оппонент положил существо на кладбище вместо того, чтобы изгнать его, то оба игрока получают наказание за Игровую ошибку — Нарушение правил игры.

Если заклинание разыграно легально, то повода его «откатывать» нет. Как и повода разрешить игроку «перетапать ману». Отдельно хочу упомянуть два правила, появившиеся из-за одной единственной карты — Chromatic Sphere:

  • Во-первых, это ситуация, когда вы играете с открытой верхней картой библиотеки, и эта карта куда-либо перемещается в процессе розыгрыша заклинания, то карта, лежащая ниже, не будет открыта до окончания розыгрыша заклинания.
  • Во-вторых, если во время розыгрыша заклинания вы взяли карту, то посмотреть её вы сможете только, когда розыгрыш закончится. Тем не менее, эта карта считается находящейся в вашей руке, хотя и фактически будет лежать на столе лицом вниз.

А теперь самое интересное!

Домашнее задание


ВКонтакте
Facebook

MTG судьям

Объяснения основных жаргонных терминов, необходимых для понимания разговоров магов и успешного чтения статей по MTG