МЕНЮ
Судейская школа MTG
Всё под контролем

Всё под контролем
Everything Under Control

Обновлено 27.07.2017

Сегодня мы поговорим о контроле. Но не над силой. А над объектами и игроками. Напомню, что под объектом мы подразумеваем способность в стеке, карту, копию карты, фишку, заклинание, перманент или эмблему.

Карта эта не нужна тебе, существо Мастеру Йоде отдать ты желаешь!

Народное творчество

В классическом варианте Магии игроками контролируются перманенты, заклинания, способности и эмблемы. Так же можно получить контроль над игроком или над его ходом, но об этом мы поговорим чуть позже.

109.4 Только объекты в стеке или на поле битвы имеют контроллера. Объекты, находящиеся вне стека или поля битвы, не контролируются ни одним из игроком. См. правило 108.4. Существует пять исключений из этого правила:

109.4a Эмблема, контролируется тем игроком, который положил её в командную зону. См. правило 113 «Эмблемы».

109.4b В игре Planar Magic (Магия миров), карта мира, лежащая лицом вверх, контролируется игроком, назначенным властелином контроллером мира. Обычно это активный игрок. См. правило 901.6.

109.4c В игре Vanguard (Авангард), каждая карта авангарда контролируется своим владельцем. См. правило 902.6.

109.4d В игре Archenemy (Заклятый враг), каждая карта плана контролируется своим владельцем. См. правило 904.7.

109.4e В игре Conspiracy Draft каждая карта заговора контролируется своим владельцем. См. правило 905.5.

Карты, не являющиеся перманентами или заклинаниями, как то: карты на кладбище, карты в изгнании, в руке или библиотеке не контролируются ни одним из игроков.

Зато у каждого объекта есть владелец. Владелец и контроллер (если он есть) могут быть разными игроками.

108.4 Карта, не представляющая перманент или заклинание, не имеет контроллера; в противном случае её контроллер определяется правилами для перманентов и заклинаний. См. правила 110.2 и 111.2.

108.4a Если что-либо запрашивает контроллера карты, которая его не имеет (потому что она не является перманентом или заклинанием), то вместо этого используется её владелец.

Венсер, Заезжий Гость

Первая способность верности Венсера, Заезжего Гостя целит перманент, владельцем которого вы являетесь. Вам совершенно не обязательно его контролировать.

Слово «Вы» (you) на объекте относится к контроллеру (если его нет, то к владельцу):

109.5 Слова «вы» и «ваше» на объекте ссылаются на контроллера этого объекта; это будет контроллер (если игрок пытается что-либо разыграть или активировать) или владелец (если объект не имеет контроллера). Для статических способностей это текущий контроллер объекта со способностью. Для активируемой способности это игрок, который её активировал. Для триггерной, не являющейся отложенной, способности это контроллер объекта, когда способность сработала. Для определения контроллера отложенной триггерной способности см. правила 603.7d–f.

Обратите внимание, что «вы» в тексте способности или заклинания не делают его целящим.

А теперь страшное — слои.

613.1b Слой 2: Применяются эффекты смены контроля.

Как вы помните, первыми применяются эффекты копирования, затем наступает черед эффектов смены контроля. Посмотрим на еще одну уникальную карту:

Volrath's Shapeshifter

Эффект копирования на изначально напечатанном Volrath's Shapeshifter'е был заменён на эффект изменения текста. Для текущей версии текста Shapeshifter'а по правилам взаимодействия продолжительных эффектов для начала вы получите Оборотня под свой контроль (второй слой), и только после этого он «увидит» верхнюю карту вашего кладбища и получит её текст (третий слой — эффекты изменения текста) и свою способность.

А теперь представьте, что Shapeshifter имеет прежний текст, и мы «отобрали» его у оппонента. Посмотрим, что с ним происходит. Для начала на первом слое, он копирует характеристики существа, лежащего на кладбище оппонента, а затем попадет под наш контроль. Заканчивается ли текущий эффект копирования? Нет, Volrath's Shapeshifter продолжает «заглядывать» в кладбище нашего оппонента. Кажется, что с этой картой что-то не то... Волшебники с побережья тоже это осознали и быстренько поменяли текст.

Тем не менее, Volrath's Shapeshifter не так-то прост. Для тех, кто любит поломать мозги над правилами есть отличная задачка:

  • Если верхняя карта на моём кладбище Везуванский Oборотень, и я кладу на поле битвы Volrath's Shapeshifter, то смогу ли я в свой шаг поддержки перевернуть Volrath's Shapeshifter'а рубашкой вверх?

Контроль перманентов

Перманентами являются карты и фишки на поле битвы. В плане контроля фишки и карты имеют различия.

110.2 Владельцем перманента является владелец карты, которая его представляет (если это не фишка; см. правило 110.5a). По умолчанию контроллер перманента это игрок, под чей контроль он выходит на поле битвы. Каждый перманент имеет контроллера.

110.2a Если эффект предписывает игроку положить объект на поле битвы, то этот объект выходит на поле битвы под его контроль, если только эффект не утверждает обратного.

Эльфийский Дудочник

Способность Эльфийского Дудочника кладёт существо под ваш контроль. Вы являетесь и контроллером и владельцем.

Явимайская Дриада

Способность Явимайской Дриады позволяет вам положить Лес под контроль вашего оппонента. Владельцем карты остаетесь вы.

Сбор Образцов

Если ваш оппонент разыграет заклинание существа, то это существо выйдет на поле битвы под ваш контроль. Владельцем этой карты остается оппонент.

Для фишек (с момента выхода Magic 2010) есть специальное правило:

110.5a И контроллер и владелец фишки это игрок, под чей контроль она вышла на поле битвы.

Полководец Казуульских Утесов

Способность Полководца Казуульских Утесов кладёт фишки под ваш контроль. Вы и контролируете их, и вы же являетесь их владельцем.

Загнанный дракон

Способность Загнанного Дракона кладёт фишки под контроль оппонента. Оппонент будет и контроллером и владельцем. Талисман Груулов не поможет вам вернуть их под свой контроль.

Контроль Разума
Carry Away
Приложение

Существует множество способов «взять перманент покататься». Например, при помощи чар.

Безобидный Подарок
Озадачивающая Химера
Оливия Волдарен

Некоторые перманенты имеют способности (активируемые или триггерные), благодаря которым можно получить или передать контроль над перманентом. Так же существуют заклинания с эффектом смены контроля.

Перманенты, прикреплённые друг у другу, могут контролироваться разными игроками. Смена контроля над одним из таких перманентов не меняет контроль над другим.

Принудительный Отдых

Принудительный Отдых «вешают» на существо под контролем оппонента. Таким образом, существо контролирует один игрок, а чары — совсем другой.

Например, разыграв Оружейный огонь (До конца хода перманенты, которые вы контролируете, получают свойство «{TAP}: Этот перманент наносит 1 повреждение целевому существу или игроку»), вы сможете «пингнуть» своим Принудительным Отдыхом, прикреплённым к существу под контролем оппонента. Хотя, умный оппонент в ответ на Оружейный огонь активирует способность зачарованного существа.

При смене контроля объект получает новую точку отсчета времени, в течение которого его контролируют. В результате, если эффект смены контроля не даёт существу Ускорение, мы будем иметь дело с ограничением на активацию способностей:

Заявка на Владение
Преображающаяся Пещера

«Свежепохищенная» Заявкой на Владение и после этого «оживлённый» Преображающаяся Пещера не может давать ману. Ведь способность существа со знаком поворота в стоимости требует непрерывного контроля над перманентом с начала последнего хода:

602.5a Активируемая способность существа с символом поворота или символом разворота в стоимости активации не может быть активирована, если существо не находилось под контролем контроллера непрерывно с того момента, когда он в последний раз начинал свой ход. Игнорируйте это правило для существ с ускорением (см правило 702.10).

При смене контроля перманент может изменить свои характеристики:

Ржавая Реликвия
Контроль Разума

Оппонент контролирует три артефакта, в том числе Ржавая Реликвия. У вас под контролем нет артефактов. Если вы разыграете Контроль Разума, целя Реликвию, то как только Реликвия попадёт под ваш контроль, она перестанет быть существом, а следовательно Зараженное Сознание больше не может её зачаровывать.

При ближайшем выполнении ДВС Зараженное Сознание отправится на кладбище, а оппонент получит Реликвию назад. Правда, «с болезнью вызова», так как непрерывность контроля была нарушена.

Перманент, сменивший контроллера, удаляется из боя:

506.4  Перманент удаляется из боя, если он покидает поле битвы, если меняется его контроллер, если он выходит из фазы (phases out), если некоторый эффект специально удаляет его из боя, если это атакуемый Planeswalker, который перестает быть Planeswalker'ом, или если это атакующее или блокирующее существо, которое было регенерировано (см. правило 701.11) или перестало быть существом. Существо, удалённое из боя перестает быть атакующим, блокирующим, блокируемым или незаблокированным существом. Planeswalker, удалённый из боя перестаёт быть атакуемым.

Смена контроля не влияет на подсчет количества активаций способности перманента:

602.5b Если активируемая способность имеет ограничение на использование (например, «В течение одного хода активируйте эту способность только один раз»), то это ограничение продолжает действовать на объект даже есть его контроллер изменится.

606.3  Игрок может активировать способность верности перманента, который он контролирует во время главной фазы своего хода, в любое время, когда он имеет приоритет и стек пуст, но только если ни один игрок до этого не активировал способность верности этого перманента в этот ход.

Brainstorm

Если Planeswalker «сходил в гости к оппоненту» и вернулся под ваш контроль, всё равно будет действовать ограничение: один ход — одна активация.

Детеныш Дракона

Неважно, кто активировал способность Детеныша Дракона в течение хода. Важно сколько раз.

Перевертень

Если вы активировали способность Перевертеня, а потом коварный оппонент «стащил» его, то оппоненту нельзя сменить его облик еще раз в этот ход.

Контроль заклинаний и способностей

(602.2a) ... [активируемая] способность создается в стеке как объект... Его контроллером является игрок, который активировал эту способность.

603.3a Триггерная способность контролируется игроком, который контролирует источник триггерной способности в момент её срабатывания, если только это не отложенная триггерная способность. Для определения контроллера отложенной триггерной способности см. правила 603.7d–f.

111.2 Владелец заклинания тот же, что владелец карты, которая представляет это заклинание, если это не копия. В случае копии, владельцем заклинания является игрок, под чьим контролем оно было помещено в стек. По определению, контроллером заклинания является игрок, под чьим контролем оно было помещено в стек. (Для заклинаний, которые не являются копиями, это игрок, который разыграл заклинание). Каждое заклинание имеет контроллера.

706.9 Владельцем копии заклинания является игрок, под чьи контролем она была отправлена в стек. Копия заклинания или способности контролируется тем игроком, под чьи контролем она была отправлена в стек.

Kiki-Jiki, Mirror Breaker

Фишку существа получит под контроль тот игрок, который активировал эту способность. Независимо от того, кто будет контролировать Kiki-Jiki, Mirror Breaker на разрешении этой способности.

Родовое Видение

Триггерные способности Отсрочки срабатывают из зоны изгнанных карт. Так как карта в изгнании не имеет контроллера, то вместо этого мы используем её владельца, — контролировать триггер будет владелец карты с Отсрочкой.

Штурм Драконов

Само заклинание и все его копии от Шторма контролирует тот игрок, который его разыграл, если только не случится чего-нибудь непредвиденного, например, Commandeer'а.

603.7d Если отложенную триггерную способность создает заклинание, то оно является её источником. Контроллером этой отложенной триггерной способности является игрок, контролировавший заклинание на его разрешении.

603.7e Если отложенную триггерную способность создает активируемая или триггерная способность, то её источник тот же, что и источник этих других способностей. Контроллером этой отложенной триггерной способности является игрок, контролировавший эту другую способность на её разрешении.

603.7f Если отложенная триггерная способность является результатом эффекта замещения, генерируемого статической способностью, то источником этой отложенной триггерной способности является объект со статической способностью. Контроллером этой отложенной триггерной способности является тот же игрок, что контролировал этот объект во то время, когда применялся эффект замещения.

Привидение Святого Трафта

Контролировать отложенную триггерную способность будет тот же игрок, что контролировал активируемую способность Привидение Святого Трафта на разрешении.

Раскаленный Душегар

Отложенная триггерная способность создается на разрешении активируемой способности Раскаленного Душегара. Контролировать её будет игрок, активировавший способность Раскаленного Душегара.

Всепоглощающие Пары

Источником отложенной триггерной способности Отскока является эффект замещения его же статической способности. Значит, триггер будет контролировать тот же игрок, который контролировал исходное заклинание в момент его разрешения.

Напомню, что от того, кто контролирует триггерные способности, зависит порядок, в котором они попадают в стек:

603.3b  Если несколько способностей сработали с момента, когда игрок в последний раз получал приоритет, то каждый игрок в порядке Активный Игрок, Неактивный Игрок, кладёт контролируемые им триггерные способности в стек в любом порядке по его выбору. (См. правило 101.4.) Затем игра снова проверяет и выполняет все Действия, вызванные состоянием, до тех пор пока они все не будут выполнены, затем способности, сработавшие во время этого процесса, отправляются в стек. Этот процесс повторяются до тех пор, пока не перестанут появляться добавочные ДВС и не сработают все триггерные способности. Затем соответствующий игрок получает приоритет.

Смена контроля над заклинанием

Commandeer

Уникальное в своем роде заклинание Commandeer позволяет получить контроль над заклинанием.

После того, как Commandeer разрешается, вы контролируете целевое заклинание.

Если в его тексте встречается слово «вы», то оно теперь относится к вам, а «оппонент» — к вашему оппоненту.

Контроль другого игрока

Есть еще один вид эффекта смены контроля, — это контроль другого игрока. Что при этом происходит, что можно сделать кукловоду, а что нельзя расскажет следующая статья.

Домашнее задание

  • Вы получили контроль на оппонентскими Кухонными Прохвостами. К кому под контроль придут Прохвосты на разрешении триггера Упорства?
  • Оппонент получил контроль над вашими Высотами Свежего Ветра. Кто теперь может посмотреть изгнанную Укрытием карту?
  • Во время главной фазы вашего хода оппонент вывел из Отсрочки своего Великого Гаргадона. Вы «отобрали» его помощи Контроля Разума. Сможете ли вы пойти Гаргадоном в атаку?
  • Вы разыгрываете Знак Бунта, выбирая целью вражеского Элементаля Великого Вала. Заклинание благополучно разрешается. После этого вы разыгрываете Гору. В качестве цели для триггерной способности Элементаля вы выбираете самого Элементаля. Кто будет контролировать Элементаля по окончанию вашего хода?
  • Ваш оппонент разыгрывает Зомбирование, выбирая целью Акрому, Ангела Ярости, находящуюся на его кладбище. Вы играете Commandeer, целя Зомбирование. На разрешении Commandeer'а вы не используете опцию смены цели. Что произойдёт?
  • Оппонент играет Взрыв Заклятия, оплачивая Выкуп (Buyback). Вы, в свою очередь, целите Взрыв Заклятия Commandeer’ом. Оба заклинания благополучно разрешаются. Что произойдет с картой Взрыв Заклятия?
  • Вы кладёте на поле битвы Сеятельницу Соблазнов, на разрешении способности которой, забираете у оппонента Очень Важное Существо. Позже коварный оппонент выводит на поле боя Иксидрона. Сохраните ли вы контроль над похищенным существом?
  • Под вашим контролем на поле битвы находится Медведь, зачарованный Эмблемой Воинствующего Духа. Коварный оппонент в свой ход выводит на поле битвы Сеятельницу Соблазнов, забирая себе контроль над Мишкой. Чьи существа будут иметь Ускорение?
  • Коварный оппонент отобрал у вас Мишку, снаряженного Сильвокским Посохом Жизни и отправил его в атаку, где медвежачий детёныш погиб смертью храбрых. Кто получит 3 жизни, если Медведь упокоился с миром на кладбище?
  • Коварный оппонент отобрал у вас Митотическую Слизь и пожертвовал её на разрешении ваших же Всепоглощающих Паров. Кто получит под контроль фишки, если Слизь попала на кладбище?
  • Оппонент «вешает» Убеждение на вашего Элементаля терновника. У кого будет на 2 фишки больше?
  • И моя любимая задачка: Shuriken прикреплен к существу под вашим контролем, не имеющему тип Ниндзя. Можно ли, не применяя эффектов смены типа, «пингнуть» Сюрикеном так, чтобы он остался под вашим контролем? Если можно, то что для этого понадобится и какие действия необходимо предпринять?

ВКонтакте
Facebook

MTG судьям

Объяснения основных жаргонных терминов, необходимых для понимания разговоров магов и успешного чтения статей по MTG